Похоже, на фоне несомненно успешной
«России, которую мы...» автор на́чал новый цикл про те же времена - только с более «явным» попаданцем:
«- Однако... - произнёс я и принялся отряхиваться, стараясь не делать лишних движений и решительно не понимая - что же вообще такое происходит?!
С какого хрена я, взрослый мужик тридцати двух лет, делаю здесь, в компании мальчишек, по возрасту годящихся мне в дети? Почему я - внезапно (!) одного с ними роста, когда недавно ещё во мне было сто девяносто два сантиметра - ровнёхонько!
... и почему я воспринимаю себя ещё и тринадцатилетним Лёшкой Пыжовым, 1901 года рождения...»
При СССР было зачастую то же самое - в одном подъезде жили люди с совершенно разным социальным статусом, только что «дифференциация по этажам» стала несколько иной:
«При приближении к дому настроение испортилось ещё больше. Квартира наша, которая считается четырёхкомнатной, находится на первом этаже, а это по здешним временам, показатель низкого статуса.
Чёрт его знает, почему в Российской Империи сложилась эта система, но в доходных домах "чистая" публика может снимать квартиры в одном доме с едва ли не оборванцами. В подвалах и полуподвалах ютятся дворники и мелкие мастеровые, а на верхних этажах (особенно если в доме есть лифт) могут жить генералы.
У нас хоть и первый этаж, но на грани приличий. Квартиры по соседству снимают учителя из городских училищ, служащие купеческих контор и тому подобная мещанско-разночинская публика. И мы, Пыжовы, ведущие свой род из московских бояр!»
Ну, скажем, монархистам к тому времени церковь к тому времени было любить не за что - православная братия в феврале 1917-го до изумления лихо переобулась в прыжке:
«Деталей не помню, да и писали о них мельком, но запомнилось накрепко, что экспроприировать церковное имущество начали отнюдь не безбожники-большевики! По крайней мере, если говорить о масштабной экспроприации, а не о баловстве примкнувших "социально близких" с обысками "контриков" "на нужды Революции".
Эшелонами Белая гвардия вывозила ободранные оклады икон, кадила и прочее церковное имущество. Да так, что якобы именно на эти средства и содержали потом не один год РОВС и кучу прочих организаций соответствующего толка, в которых десятки тысяч людей не просто числились, а получали какое-никакое жалование и паёк, строили школы и казармы. В общем, охват и размах!
Большевики и разного рода социалисты, впрочем, были немногим лучше, если вообще лучше хоть в чём-то, не считая стремления перевернуть мир на справедливый лад - так, как они это понимали. Понимают… Но даже аскетичные идеалисты, как мне помнится, нередко собирали разного рода кубышки. Уж на таком-то уровне историю я помню.»
Причём это описано в килотоннах источников, но за хрустом французской булки они не слышны:
«Педагогов я опасаюсь, но не слишком. Я взрослый... пусть даже отчасти взрослый мужчина, и многие вещи, о которых переживают дети и подростки, мне совершенно побоку.
Больше всего переживаю, что просто не сдержусь, когда меня начнут распекать с переходом на личности, или как здесь принято - хватать за уши и за волосья. Это не то чтобы поощряется, но и жаловаться бесполезно. Знаю случаи, когда ребятам надрывали уши или выдирали буквально клоки волос так, что на голове проступала кровь, и ничего!
"Сильный педагог" - говорят родители, умудрёно кивая головами, - "Как ещё с ними обращаться"?
Права ребёнка здесь - пустой звук, и даже в интеллигентных семьях, глава которой под рюмочку рассуждает о "слезинке ребёнка", лупят порой так, что чадо валяется в горячке. Это, конечно, скорее исключение, но субботняя порка по итогам накопившихся за неделю действительных и мнимых грехов - норма во многих семьях. Ну и в промежутке...»
И к вопросу о «прекрасном образовании» - это отсюда «место про́клятое», «доработать напильником» и всё такое прочее:
«Количество часов, отведённых математике, осталось тем же, и вместе с курсами физики, естествознания и математической географии, составляет 18% учебного времени, а на древние языки - 41,5%, вот так вот...
...
Сделать хоть сколько-нибудь приличную карьеру, не окончив полного курса гимназии или реального училища, возможно только в армии, да и то с большими оговорками. ... Некоторую карьеру, условно штабс-капитанскую, можно выстроить, имея хотя бы шесть классов, с последующей сдачей соответствующих экзаменов про военной части, но для статских это фактически предел. Хотя бывает всякое... но это примерно тоже, что надеяться разбогатеть, купив лотерейный билет.»
Старт отличный - надеюсь, и дальше не «просядет».