Продолжение
цикла, всё-таки, «Чистая Земля»:
«Сговор о свадьбе готовили давно, просто я ничего не знал об этом. Ну да, кому надо ставить в известность жениха, если старшие родичи уже все решили? Отец считал великой честью породниться с семьей Ясухиро; опять же, это укрепляло его позиции в додзё. Сенсей ещё в начале чаепития заявил, что считает меня прекрасной партией для Ран. Почему? Во-первых, я человек высоких моральных качеств (тут я покраснел), а во-вторых, он не сомневается в моей блистательной карьере и высоком положении, которое ждет меня в будущем (тут я все понял).
Сенсей не лгал, он недоговаривал. Давняя история с додзё, вернее, со школой воинских искусств "Дзюнанна Йосеи", которую мой прадед не мог передать родной дочери и в итоге передал своему лучшему ученику, отцу сенсея - моей женитьбой на Ран сенсей хотел связать наши семьи воедино. Тем самым он как бы частично искупал былую несправедливость, делая школу семейной во всех мыслимых отношениях.
Не знаю насчет себя, но Ясухиро воистину был человеком высоких моральных качеств.»
И коллеги одобрили!
«- Вы что, - господин Сэки хлопнул в ладоши и, не скрываясь, хихикнул, - думали, я помешаю вашему счастью? Вы плохо меня знаете, Рэйден-сан. Фудо-сан, вы женаты?
- Да, Сэки-сан, - откликнулся архивариус.
- А вы, Окада-сан?
- Да, - кивнул секретарь. - Уже двенадцать лет.
- Я тоже не из холостяков, - подытожил господин Сэки. - Знаете, Рэйден-сан... Даже упади небо на землю, мы отправили бы вас к невесте из простого и свойственного людям чувства злорадства. Я сказал: злорадства? Я оговорился. Я имел в виду чувство сострадания и великой радости за вас.»
А почему нет?
«Жалобно застонал пол под тяжелыми шагами. Кто-то бродил по дому, нимало не заботясь о производимом шуме. Любопытная луна сунулась в окно, к счастью, не завешенное шторами из бамбуковых планок. По комнате, спотыкаясь, ходил человек: вздыхал, жевал, плямкал губами. Сунулся в дальний угол, растворился во тьме. Возник опять: чёрно-белая мозаика из теней и бликов. У любого зарябило бы в глазах, а там, глядишь, возникли бы скверные подозрения: да человек ли это?
Беспокойное существо замерло посреди комнаты, купаясь в потоках света, льющегося из окна. Сложилась единая картина: грубоватые черты лица, распатланные волосы, складки мятой одежды. Пальцы рук беспрестанно шевелятся, босые ступни переступают на месте, будто мерзнут...
Человек, точно. У призраков, как известно, нет ног.»
Это ж вроде мусульманская байка?
«Поначалу я не мог решить, как нам следует двигаться. Широно полагалось следовать за господином. Но Широно нес святого Иссэна, а вынуждать настоятеля следовать за молодым самураем - да ещё и его подчиненным! - я счел неприличным. Придержать лошадь, чтобы самому оказаться позади? Ехать рядом, вровень? Я мучился, не в силах найти единственно правильное решение.
К счастью, мои сомнения разрешил святой Иссэн:
- Не тревожьтесь понапрасну, Рэйден-сан. В каком бы порядке мы ни путешествовали, все равно найдутся умники, которые упрекнут вас в несоблюдении приличий. Мысленно или вслух, в глаза или за вашей спиной. Будьте выше этого. Будьте на коне!
И улыбнулся.
Подо мной был не конь, а кобыла, но это не имело значения. Подать мудрый совет в виде шутки - вполне в духе старого настоятеля.
- Положитесь на трех друзей: разумение, случай и интуицию, - закончил старый монах, - и действуйте по обстоятельствам. Уверен, дорога все расставит по местам.»
О, да - я чуть не стал врагом семьи у жены друга, когда на их свадьбе что-то там попытался сделать поперёк какой-то приметы:
«Мне пошили черные одежды с семейными гербами. Ран пошили белые одежды с капюшоном. Капюшон бесил Ран, но её мнения никто не спрашивал. Под этим головным убором, как объяснили моя матушка и жена сенсея, невеста прячет "рожки ревности". У меня нет никаких рожек, вскричала Ран. Я вам что, корова?
У каждой женщины есть, возразили ей.
Перед свадьбой нас десять раз предупредили, чтобы мы не вздумали танцевать, даже под хмельком, а также избегали в своих речах слов "резать", "возвращать" и "разрыв". Почему? Дурная примета, брак долго не продлится. К этому моменту я бы сам с удовольствием кого-нибудь зарезал или разорвал.»
Новый слуга... да-а...