«Линейный крейсер „Михаил Фрунзе”», Владислав Кузнецов (под псевдонимом Владимир Коваленко)

Jun 20, 2018 00:14

Отличный автор неожиданно для меня наваял «чистую альтернативу» 1940-го года - причём половину книги занимает описание морского сражения:



«Автор искренне уверен, что писатель имеет полное право взять бой из головы. Написать то, что видит, неизбежные ошибки истребить или свести к минимуму консультациями у специалистов... Но сам-то он поверит, что оно было бы - именно так, или красивые слова на бумаге так и останутся байкой? Чтобы текст стал миром, писатель должен верить в то, что пишет - не в байку-сказявку, а именно в реальность того, что могло случиться за пропущенным поворотом истории. Для хорошей же, устойчивой веры желательны доказательства.
Одним из таких доказательств служит моделирование боев, и для морских сражений разработано немало систем, позволяющих получить достаточно реалистичные результаты. Единственное, на что не стоило бы опираться, это на "модели" в виде компьютерных игр: там баланс зачастую подчинен соображениям интереса игрового процесса, а не реалистичности - а интерес писатель должен в книгу привносить сам, а не тырить чужой.
...
Вероятности попаданий я обсчитывал, исходя из отношения площади эллипса рассеивания и проекции корабля-цели на плоскость, нормальную по отношению к траектории падения снаряда. Проекцию делил на две части, зависящие от угла падения. Первая давала вероятность попадания в условно вертикальные поверхности, то есть борт, боковую проекцию надстройки, лоб, боковую и тыльную защиту башен, трубы, и тому подобное. Вторая -вероятность попадания в условно горизонтальные поверхности, то есть палубы, крыши башен и рубки, и все в таком роде.
Конкретное место попадания определял случайным образом на чертеже корабля. Возможность пробития брони обсчитывал по формулам Facehard - для поверхностно укрепленной и M79APCLC для гомогенной брони.»

И вот с такой базой - понеслось:

«"Ренгартену разрешается иметь на берегу столько девушек, сколько сочтет нужным". Подпись - даже не Галлера. Ни много, ни мало: "И. Ст."
И что прикажете думать?»

Душевно:

«Есть война, до которой осталось меньше суток.
Командир так и не закончил возню с трубкой, отложил в сторону. На укрытом серым сукном столе остались табачные крошки...
- Знаю, что традиция требует начинать военный совет с младших по званию, - сказал. - Но сегодня нарушим. Михаил Николаевич, насколько мы будем боеготовы к утру?
Косыгин начинает перечислять состояние боевых постов. Проблемы есть на каждом, но к утру... Корабль драться сможет.
- Приказ выполним. На малейшую провокацию так поддадимся, что чертям тошно станет!»

Для многих открытие, но ещё в шестидесятых годах прошлого ве́ка таблички «Собакам и неграм вход воспрещён» на Юге были не так, чтоб редкостью:

«Заведение, как уже припоминал Яннис, не для цветных, но в Штатах деньги способны проломить многие барьеры. "Черный" остается "черным", сколько бы ни получал, но "желтый" при капитале в глазах общества стремительно белеет. Так что крохотная китаянка, что приветствует кап-три от дверей, здесь своя, и может заявиться не под ручку с правильным кавалером, а сама по себе.»

Ну, в общем-то, примерно так и «да»:

«Даже капиталисты "покраснели", прикрылись фиговым листком прогресса: большинство предприятий Норфолка предоставило долю в прибылях трудовому коллективу. Ценным сотрудникам - акции, профсоюзу - право голоса. Вес этого голоса не стоит переоценивать, он нигде не перевешивает двадцати процентов, но важно ли это, если странам важней дружить, чем враждовать? СССР отмечает положительную динамику социальной справедливости в США, прогрессивную тенденцию, которая дает американскому обществу шанс перейти от капиталистической модели общества к социалистической без великих потрясений, что выпали на долю России. Будь отношения держав прохладней, о тех же акциях в руках рабочих говорили бы как о взятке, жалкой подачке трудящемуся классу с барского стола.
То же и со стороны Америки: советскую народную, государственную собственность можно счесть чем-то по-марсиански чуждым капиталистическому миру, а можно -одной громадной корпорацией. И уверять, что русские со временем сами придут к выводу, что монополии - плохо: США, мол, этот урок выучили.»

Сам бой хорош и тем, что писатель не стесняется «золотых снарядов» - коли выпадают:

«Услышав доклад корректировщика, Лавров кривовато усмехнулся.
- Раз в год и болванка может что-нибудь поджечь...
"Фрунзе" снова ведет огонь, если на итальянцах радовались, прикидывали повреждения противника - то радовались рано. Вот характерный пример влияния единственно верного учения Ленина-Сталина на материальную часть: стрелять нечем, а корабль бьет по противнику.
Бьет учебно-практическими снарядами, они же "ядро стальное образца тысяча девятьсот девятого года".
Их в погребах по десять на ствол. Ровно на три минуты боя.»

Прекрасно, рекомендую.

Книги

Previous post Next post
Up