Четвёртая и заключительная часть
цикла «Цель неизвестна» поначалу произвела неожиданно тоскливое впечатление, но где-то с трети книги всё ожило...
«В результате император /Пётр I/ убил на корню возможность создания сильного третьего сословия. Ну а то, что на этом фоне крестьянин окончательно стал не зависимым, а имуществом и с 1722 года священникам было под страхом смерти указано докладывать о "несделанном, но еще к делу намеренном от него воровстве", а всем подданным - обязательно ходить к исповеди хотя бы раз в год, - это уже кремовая розочка на торте. И не уклонишься - следить за явкой прихожан положено приказчикам и старостам.
Я не особо верующий, точнее говоря, с сильным подозрением отношусь к церковным догматам. Горящего куста или явления Гавриила с Михаилом с мечами наперевес до сих пор видеть не доводилось, хотя уж мне-то есть о чем поведать. Но эти указы уже запредельные, как и не посмевшая возмутиться священническая братия.»
Вот я, в детстве наглотавшись Дрюона, считал, что банки куда как древнее промышленного производства:
«Если чего-нибудь полезного нет, значит, надо этим воспользоваться и создать. Интересно, но, по моим прежним сведениям, в Британии сначала возникает индустрия и потом обслуживающие ее банки, а в Германии наоборот. Сначала появляются банки, а потом они строят эту промышленность. То есть правильного рецепта не существует, и возможны варианты.»
Живописных деталей хватает:
«Иногда посмотришь, так с души воротит, хоть я и не брезгливый. Матери детям сопли отсасывают. Так принято.»
И всякого исторического:
«Сколько живу, а все поражаюсь, сколько значения придают разнице в положении. Для особ первых пяти классов пишут в официальных документах с "вичем" - Михайлович, к примеру, чинов VI-VIII классов - с полуотчествами, то есть сын Михайлов, а всех остальных - только по имени, без отчества. И ошибаться нельзя!»
Ладно бы у дамы в руках молескин, так ещё и губы накрашены? Это что - актриса? Гулящая девка?
Вменяемо, надо будет что-нибудь ещё у автора глянуть...