Третья часть
цикла «Рыбья Кровь» вышла после длительного перерыва, но хуже от этого точно не стала...
«Еще в самом начале своего воеводства и княжения Дарник взял себе за правило набирать себе в ближнюю дружину только тех гридей, которых он мог всегда победить в личном единоборстве. Это правило однажды спасло ему жизнь, когда двое арсов-телохранителей из-за шкатулки с золотом напали на него. С большим трудом ему тогда все же удалось справиться с ними. Твердята в общем-то тоже не представлял для него особой трудности в поединке с любым оружием. Зато он являлся лучшим кулачным бойцом дружины и рано или поздно мог предложить князю помериться с ним удалью на кулаках. Пугала не столько ловкость айдарца - Дарник не сомневался, что сумеет увернуться от его сокрушительных ударов, сколько необыкновенно костистый череп Твердяты, по которому сподручней бить молотом, чем голым кулаком, да и его короткая шея со свисающей мощной челюстью надежно прикрывали уязвимое место любого бойца - кадык. Дарник уже заранее чувствовал боль в собственных кулаках, когда придется обрушить на этот костяной панцирь свои удары.»
Хм. Странный способ:
«В точном соответствии с распоряжениями мужа она затворила ворота вежи и упредительными выстрелами из крепостных камнеметов отгоняла всех, кто пытался приблизиться к Смоли. Запасов провианта у них было предостаточно, поэтому две недели сидели не высовывая никуда носа.»
Так вроде ж персонаж уже имел дело с ромеями?
« - Сюда, - стратиот слегка толкнул Дарника к одной из землянок.
До чего же они любят, оказывается, толкаться, удивился про себя Дарник. У словен толчки позволительны были лишь среди близких друзей, любое грубое касание чужака могло привести к ответному удару ножом, за что потом даже особо никто не наказывал.»
Воспитание детей - грамотное:
«- Вы должны среди этой детворы занять главенствующее положение, - наказал Дарник сыновьям, едва только в Смоль пожаловали варагесские мальчишки.
- А как? - недоумевали княжичи. - Если мы даже языка их не понимаем. А мануши вообще только своих старших слушаются.
- Не позволяйте себе ни в чем терпеть неудачи.
- Ты нам прежде говорил, чтобы мы не позволяли себе ломать руки и ноги, а теперь говоришь быть во всем лучше всех, - спорил на правах старшего отпрыска Смуга.
- Верховодство вовсе не значит, что вы должны быстрей всех скакать или лучше драться на деревянных мечах. Хотя в этом тоже ни от кого отставать не стоит, - терпеливо внушал отец. - Для начала старайтесь побольше сдерживать себя, не давайте своим капризам подчинить вас. Будьте для всех немного скрытными - потом это обязательно пригодится. Тот, кто всегда прост и понятен, никогда воеводой и князем не становится.
- Если мы будем скрытными, у нас никогда не будет друзей, - младший Тур, оставаясь в тени старшего брата, иногда поражал почти взрослыми суждениями.
- Ты прав, - одобрил его замечание князь. - Друзья должны быть обязательно. Только с ними о своих секретах разговаривайте всегда один на один - так, чтобы никто другой - даже твой брат не слышал об этом. Договорились?
Сыновья лишь удивленно переглядывались между собой: какой же все-таки их отец путаник - то говорит всегда полагаться исключительно друг на друга, а тут, выходит, может возникнуть рядом друг, который ближе брата. Дарник видел их смущение - просто не знал, как еще можно было объяснить им, что каждый человек имеет право на свою полностью отдельную жизнь.»
А заповеди - вообще отпад:
«9. Умейте любить женщин. В жизни любого мужчины бывает не меньше десяти женщин. Поэтому не сосредотачивайте на одной женщине слишком много внимания, помните, что ваша любовь необходима будет и другим женщинам.»
Толково. Как раз те времена, когда вождь должен уметь и лично бить морды, а пришедший мор - вполне себе повод для воплей «Удача отвернулась!»...