Отличный автор продолжил свой
лучший цикл «Дорога домой» весьма ударно - в бой вступают «большие батальоны»...
«Как ни хотелось Кайфату по старой памяти рвануть вперед и самолично вломиться в потайное убежище культистов, за «шипом» он двинулся неспешным шагом. Плох тот лидер, который все пытается решать сам. Он строит планы и задает ориентиры, в жизнь их претворяют подчиненные. Каждый занимается своим делом, не создавая суеты и не мешая окружающим, в этом и есть смысл эффективного управления.»
Как знакомо-то:
«- Кстати, пора напомнить народу о его героическом прошлом. Особо не напирайте и не называйте конкретных врагов, но идею большой страны свободных и гордых людей развивайте.
- Это мы всегда готовы. Материала полно, да и тема среди всех сословий всегда популярна. Вот только как быть с законниками? За некоторые баллады и сказки, особенно из старых можно и на рудники загреметь. Если по закону подходить, - сказал Мигуль с намеком.
- Не понял? - удивился К'ирсан.
Снова взял слово грасс Тарес.
- По высочайшему распоряжению верховного командования Объединенного протектората распространение песен, сказок, баллад и просто историй, возвеличивающих преступления прошлого, карается годом рудников. Данное требование обязательно для правителей всех стран Сардуора, - сообщил он устало.
- О, как! Я-то думал только на оружие и магию ограничения существуют, да с родным языком борются, а тут, оказывается, еще и на прошлое замахнулись... - задумчиво протянул К'ирсан. - Ну да, прошлое врага по определению преступно. И о том надо постоянно ему напоминать, чтобы каялся, мерзавец, стоял на коленях и каялся. Чтобы даже мысли в голову не пришло гордиться самим собой и своей кровью... Очень правильно и логично. - Вздохнул, потер лицо. - Терн, ты ведь городской стражей занимаешься, так?
- Помимо всего прочего, командир, - буркнул Согнар. - Хотя стража больше на попечении городских глав, я только слежу, чтобы...
- Тогда проследи, чтобы эти орлы отнеслись к поимке некоторых смутьянов и любителей "преступного" прошлого без должного рвения, - потребовал Кайфат.»
И позже - поподробнее:
«- В стране, которая когда-то была частью величайшей империи мира, подарившей Торну искуснейших художников, музыкантов, ученых, полководцев и магов, все делопроизводство ведется на чужом языке. По сути любой, кто захочет добиться справедливости на земле предков, должен сначала отказаться от своего наследия, от языка. Забыть о славном прошлом собственного народа, чьей силы и доблести даже спустя тысячелетия страшатся потомки победителей.
- Что тебя так возмущает? Обычное дело для отношений между метрополией и колониями. Если первая хочет как можно больше властвовать над вторыми, надо всячески притеснять родной язык и придумать народу новое прошлое. Желательно темное, варварское, вызывающее чуство неполноценности перед завоевателем. - пожал плечами К’ирсан. Он мог бы привести несколько схожих примеров на земной истории, причем в сравнении с ними совместная политика Нолда и Объединенного Протектората выглядела донельзя топорной и грубой. Мог бы, но не стал. Зачем, если у собеседника и без того правильный взгляд на происходящее?
Если К’ирсана, как и обоих ханьцев, эмоциональная речь менестреля оставила равнодушными, то Храбр, который прислушивался к разговору, прореагировал бурно.
- Язык, история, ограничения на торговлю оружием, доступ к магии и артефактам, завышенные налоги, захваченные земли… Командир, претензий к хфурговым ублюдкам из Протектората столько, что все не перечислить. Какого сардуорца ни возьми - у каждого в глубине души тлеет ненависть к "цивилизованным". Только дай волю, и она выплеснется одним махом! - с чувством сказал командующий Шипами, впервые на памяти К’ирсана столь болезненно прореагировав на тему оккупации Сардуора Протекторатом. - Ты, командир, думаешь, почему у тебя так легко все с людьми складывается? Потому что верят, потому что впервые за века появился кто-то способный сбросить ярмо чужаков и вернуть нам свободу... - Внезапно Храбр прервался и уже без лишней патетики, с усмешкой добавил: - Жаль только, каждый народ теперь эту свободу видит по-своему...»
Самокритично, чё уж там:
«- Потому что общество магов неоднородно. Равенства нет и быть не может. Мы - пауки в банке, каждый из которых стремится усилиться и возвыситься над остальными! - сказал Айрунг жестко. - Повторяю: шанс встать на ступеньку выше, есть лишь у более осведомленных и знающих... А в условиях необъявленной войны с Перворожденными, лишние знания часто вопрос выживания.
- Или причина внезапной смерти при слишком длинном языке, - с тоской сказал Олег. Такие разговоры никто не заводит просто так, после них всегда есть последствия. И какими бы они ни были, ясно одно - спокойная жизнь закончилась.»
Рекомендую, и жду продолжение.