Аддикция

Mar 17, 2016 11:19

Оригинал взят у 0trada в Аддикция
Наше время характеризуется значительной быстротой изменений, к которым человек просто не успевает адаптироваться. Люди по-разному относятся к жизненным трудностям. Как правило, они находят в себе силы справиться с ними самостоятельно или с помощью друзей и близких. Для некоторых состояние психологического дискомфорта является непереносимым. Такие люди прибегают к различным химическим веществам, которые гарантируют быструю защиту от суровой действительности. Химическими костылями в жизни этих людей становятся никотин, алкоголь, кофеин, наркотики и прочие вещества, меняющие физическое состояние. Простота решения проблем именно таким способом очень быстро закрепляется. Формируется АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Процесс употребления того или иного вещества, изменяющего состояние, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, разрушает его организм, разрывает социальные связи, приходит на дно жизни.

Спектр аддикций широк, наиболее известные - алкоголизм, токсикомания, наркомания. Но не все знают, что аналогичные психологические механизмы лежат в основе переедания и других человеческих слабостях. Так аддиктивные азартные игроки испытывают наибольшее удовольствие, проводя время в казино, сексуальные аддикты ищут мимолетных встреч, компьютерных аддиктов с трудом можно оторвать от экранов мониторов. Конечно, отвлечение необходимо любому человеку, но в случае аддикции оно становится стилем жизни, и человек оказывается в ловушке. Эмоциональная связь устанавливается не с другими людьми, а с неодушевлённым предметом или явлением. Аддикт как бы вступает в заколдованный круг - он не способен устанавливать реальные отношения интимности, близости с другими людьми и одновременно стремится к ним, но реализовывает это стремление искусственным образом. Предметы замещают живых людей. Включаются и механизмы самозащиты, самооправдания (аддикты - большие мастера логических построений, они всегда находят себе оправдание и объяснение своего поведения и при этом охотно соглашаются со здравыми увещеваниями).

Но в том-то и беда, что в аддикте живут, не пересекаясь, две личности. Одна всё правильно понимает и рассуждает на логическом уровне, другая существует в эмоциональной плоскости с так называемым в психологии "мышлению по желанию". Именно она, вторая личность, всегда найдёт оправдание аддиктивному поведению и проигнорирует последствия, могущие быть весьма опасными. Кроме того, формирование близких отношений с другими людьми = труд, и труд непростой. Мы вкладываем в эти отношения душу, но, тем не менее, никогда точно не знаем, как будут разворачиваться эти отношения и что будет происходить в их процессе. Аддиктивные же отношения с предметами-суррогатами постоянны и предсказуемы. Алкоголик и наркоман хорошо знают, какое состояние у них разовьётся. Всё это не может не тормозить развитие личности. Не случайно наркологи подметили, что наркотики останавливают психологическое взросление. А если учесть, что первая проба наркотиков сейчас происходит в подростковом возрасте... Человек в возрасте за двадцать лет может сохранить психологическую организацию на уровне 13-15-летнего и демонстрировать те же поведенческие реакции (быть, например, упрямым или лживым). Во время реализации аддиктивных состояний возникают кратковременные, интенсивные эмоциональные состояния, сопровождающиеся чувством "истинности жизни". Так, молодые люди, собравшиеся покурить "травку", могут испытывать чувство глубокого единения, дружественности, однако при выходе из наркотического дурмана всё это бесследно исчезает. Формированию и становлению аддиктивных механизмов способствуют некоторые типы воспитания, а также особый стиль поведения и специфическая манера общения аддиктивных семей, которых в наше время немало. Сплошь и рядом встречаются женщины, вроде бы ненавидящие пьянство, но каждый раз их спутником жизни становится алкоголик. И они совершенно искренне недоумевают, почему им так не везёт. Или другая знакомая многим ситуация = женщина, проживя в браке с непьющим мужем, вдруг уходит от него к алкоголику. Это как испуг от любви, которая требует зрелости.

Наркологи окрестили людей, которые по-своему любят аддиктов и вынуждены их терпеть созависимыми. И самое интересное, что внутренним содержанием созависимости являются те же поведенческие черты, что и у аддикта, только в другой форме. Созависимые, как правило, имеют свои аддикции, которое общество принимает за достоинства. Самая приемлемая обществом аддикция - это работоголизм. Часто приходится слышать: "родители - уважаемые люди, высокие должности занимают, а сын - наркоман". А на самом деле один или оба родителя - социальные аддикты, и в семье включены аддиктивные механизмы. Почему появляется аддикция к работе, почему работа начинает играть роль наркотика? Потому что человеку скучно, любви нет, поговорить не о чем, жизненной игры нет. Поэтому люди оседают на работе, уютно обставляют офисы, оборудуют в них сауны и тренажёрные залы. Работоголики - это люди с интимофобией, они боятся близких. Это дистантные люди. А социум представляет для них огромное количество заменителей, эрзац-близостей. Семья и внутрисемейные отношения в большей мере отражают общие системы ценностей, социально санкционированные модели поведения. Культ материальных благ, приобретательство скрывают под собой аддиктивный механизм "наполнения себя извне". Но душевная недостаточность не восполнится большим количеством даже самых престижных вещей. Вот и получается: с одной стороны - развитие инфраструктуры помощи адиктам, призывы к здоровому образу жизни, а с другой стороны - заполонившие страну наркотики, наращивание производства алкоголя, табака, агрессивная аддиктивная реклама...

Поэтому преодоление зависимости - дело нелёгкое. Можно, "переболев" алкогольную абстиненцию или пережив ломку прекратить связь с объектом аддикции самостоятельно, можно "закодироваться". И вроде бы всё хорошо - родственники довольны. Но через какое-то время наступает срыв. Это происходит потому, что продолжают действовать глубинные психологические механизмы - механизмы аддикции. И "излечившийся" алкоголик уже не пьёт, но остаётся "сухим" алкоголиком и воспроизводит алкогольное поведение в зеркальном отражении. То есть, если при питии человек безответственнен, то при "сухом" алкоголизме он становится сверхрациональным, если был общителен, становится дистантным. Всё это трудно переносится семьёй, и жить с таким "излечившимся" человеком не менее тяжело, чем с обычным алкоголиком, а учитывая наличие "созависимости", скорее всего, даже труднее. И семья незаметно для себя, неосознанно, снова подталкивает алкоголика к "зелёному змию". Помимо прочего, аддикция сама по себе не исчезает, а происходит лишь замена объекта: человек бросает курить, но начинает много есть, толстеет, бросает алкоголь, но увлекается наркотиками или погружается в работоголизм. Поэтому реабилитация алкоголизма, наркомании и других аддикций - дело трудоёмкое, длительное. А отказ от приёма химического вещества, очистка организма от продуктов его метаболизма - это только самый-самый первый шаг на пути возвращения к своей человеческой сути.

6. разное

Previous post Next post
Up