Илья Кукулин «Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры»

Jun 03, 2015 12:57




Ещё одна интересная новинка от «НЛО»: Илья Кукулин «Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры».

Эта книга - попытка заново выстроить историю русского модернизма через историю монтажа.
Развитие монтажа в культуре ХХ века получило мощный импульс после изобретения кинематографа и превращения его в модный вид искусства. Аналоги киномонтажа в 1920‑е годы сложились в других видах искусств - литературе, плакатной графике, театре. У разных авторов и в разные периоды он используется то как локальный прием, то как последовательный метод, то как целостная эстетика.

В 1930-2000‑е годы монтажные методы неоднократно изменяли свои функции и семантику. Следя за тем, как они от десятилетия к десятилетию то становятся почти незаметными, то вновь используются в самых разных контекстах, можно увидеть принципиально новые сюжеты в развитии искусства конца XIX-XXI веков, от Стефана Малларме до интернетных коллажей, составленных из блоговых заметок и видеозаписей.

Эта книга рассказывает о том, как монтаж сначала стал «стилем эпохи» 1920‑х годов в самых разных странах (СССР, Германия, США…), а после всё больше оказывался нужен неподцензурной словесности и «альтернативным» направлениям в кино и визуальном искусстве. Среди героев книги - Дзига Вертов и Артем Веселый, Сергей Эйзенштейн и Александр Солженицын, Эль Лисицкий и Саша Соколов, Энди и Лана Вачовски и Павел Улитин.

«Почти всё время оставаясь в рамках анализа конкретных текстов, Кукулин, в сущности, предлагает новаторскую модель для описания всей современной (в широком смысле) культуры, новый проект истории сознания человека XX века. Ничего похожего на русском языке не появлялось давно.
Стоит сказать, что Кукулин понимает монтаж гораздо шире, чем это было принято в теории кино или в разного рода авангардистских манифестах. Речь здесь о соединении любых фрагментов (текстуальных, изобразительных, нарративных) разной природы и масштаба. О постоянной смене точки зрения, переключении голосов, становящемся принципом организации книги, стихотворения, фильма, картины.»
Игорь Гулин, подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2704356

Интервью с Ильёй Кукулиным здесь:http://postnauka.ru/books/43332

486 руб.

книжный магазин спб

Previous post Next post
Up