За всю свою 5000-летнюю историю общество всегда привлекало какие-то институты - будь это месопотамский царь-священник, юбилеи Моисея, шариат или каноническое право, - которые устанавливали контроль над возможными катастрофическими последствиями задолженности для людей. Только в нашу эпоху, как пишет антрополог Дэвид Гребер, мы наблюдаем создание первой эффективной планетарной административной системы, предназначенной, по большей части, для защиты интересов кредиторов.
Первое и самое поразительное заключение этой книги состоит в том, что при изучении экономической истории мы склонны систематически игнорировать роль жестокости, абсолютно центральную роль войны и рабства в создании и формировании основных институтов того, что мы теперь называем «экономикой». Насилие может быть незаметным, но оно остается включенным в саму логику нашего экономического здравого смысла, в как будто бы очевидную природу институтов, которые попросту никогда не существовали и не могли существовать вне монополии насилия - а также систематической угрозы насилия, которая поддерживается современным государством.
Один из императивов книги - вырвать экономику из лап «профессиональных экономистов», доказавших свою несостоятельность во время последнего мирового кризиса, и поместить ее в более широкий контекст истории культуры, политологии, социологии и прочих гуманитарных дисциплин. Гребер, опираясь на антропологические методы, выдвигает тезис, что в основе того, что мы традиционно называем экономикой, лежит категория долга, которая на разных этапах развития общества может принимать формы денег, бартера, залогов, кредитов, акций и так далее.
612 ру.