Jun 03, 2012 03:13
Во всех странах мира полицейские и сотрудники службы безопасности подсматривают за подозреваемыми, подслушивают их переговоры, перлюстрируют их письма, утаскивают их документы и т.д. Государство обладает силой и должно использовать эту силу для защиты своих граждан. Но одна беда: государство не имеет особой головы или тела. Если допустить, что наше госуарство действительно защищает людей и само состоит из таких же людей, не хуже и не лучше, и сотрудники полиции и служб безопасности такие же люди как и все мы, и среди них примерно столько же праведников как и среди остального населения, то все эти сотрудники различных служб имеют одно особое преимущество. Они могут, а часто и должны применять силу.
Это хорошо, когда силу применяют к преступникам. Беда в том, что сотрудникам правоохранительных органов практически невозможно препятствовать применять свои особые полномочия в своих личных целях или в целях защиты чести мундира, или просто по ошибке по отношении к людям, преступниками или подозреваемыми не являющимися. Особенно удобно применять свои особые полномочия во время оператино-розыскных мероприятий. Эти мероприятия должен, как правило, окружать покров тайны, в котором можно легко укрыть любые не правовые поступки рыцарей плаща и кинжала. Потому во всех развитых странах существуют те или иные средства контроля за сотрудниками спецслужб. Сомнительные полицейские операции могут не разрешить. Проведение разрешенных мероприятий подробно протоколируется. В последующем эти операции анализируют разные другие службы или люди, но не подчиняющиеся тем, кто эти операции выполняет.
Злоупотребления силой со стороны правохранителей невозможно полностью устранить, но можно уменьшить за счет правовых технологий, уменьшающих возможность сговора правоохранителей. Например, санкцию на обыск дает прокурор, обыск проводят полицейские, на обыске присутствуют понятые-свидетели, а силу найденных и изъятых доказательств оценивает суд. Эта технология не слишком удобна для тех, кто проводит обыск, но была принята не просто так: уж очень много невинной крови было пролито из-за ее отсутствия. И эта технология применяется во всех цивилизованных странах.
Все было понятно до появления новых электронных технологий, которые дали совершенно новые возможности силовым ведомствам, в том числе: уход от традиционных ограничений, которые накладывали на оперативно-розыскные мероприятия цивилизованные общества. Бесконтрольная телефонная прослушка - это только цветочки, бесконтрольный доступ к информации компьютерных сетей - это уже ягодки. Любопытный сотрудник ведомства, получивший бесконтрольный доступ к частным письмам и банковским поручением, телефонным звонкам и копиям документов - это страшно. Его не приучали, что читать чужие письма - это плохо, ему за это, кстати, и выплачивают зарплату. Если он прочтет пару-тройку не подлежащих прочтению писем, то его совесть будет спокойно молчать, а кошелек может пополняться регулярным дополнительным заработком. Ведь даже ГАИ или как там ее именуют, останавливает не только явных правонарушителей. Зачем это делает ГАИ всем известно, только не знают как с этим бороться.
Когда этим занимаются люди из ФСБ в условиях электронных технологий, никто не знает и не узнает об этом, потому и думать не будут как с этим бороться.
Одна из не последних инициатив ФСБ, которая направлена на уменьшение контроля со стороны общества за своими действиями - введение СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий) для компьютерных сетей. Особенно это касается всемирной сети Интернет.
В рамках этой инициативы ФСБ повторяет свой опыт насильственной установки автоматизированных устройств подслушивания телефонных разговоров на всех российских телефонных станциях. Можно только догадываться как используется эта технология. Невозможно проверить, не подслушивают ли сотрудники ФСБ переговоры своих жен, детей, друзей, врагов и других лиц по просьбе своих родственников, друзей и знакомых.
Проект СОРМ был инициирован ФСБ в 1994-1995 г.г. и совершенно не был замечен обществом. Технически внедрение СОРМ сводится к тому, чтобы каждый провайдер компьютерной сети обеспечил специальную линию связи с местным отделением ФСБ, посредством которой ФСБ может получить тайный доступ к информации всех абонентов этого провайдера. Это то же самое, если бы всех жителей обязали сдавать копии ключей от своих квартир в местное отделение полиции на предмет плановых и неплановых проверок сотрудниками полиции этих квартир.
СОРМ - это очень удобно и совершенно не хлопотно для ФСБ. СОРМ - это очень неприятно для всех абонентов. СОРМ - это неудобно и дорого для всех провайдеров и его абонентов. Но в условиях абсолютного контроля со стороны Госкомсвязи и Госсвязьнадзова, провайдеры не могут особенно рыпаться. Госструктуры всегда могут найти формальные нарушения в работе провайдера и отнять лицензию. А в сегодняшних условиях достаточно на неделю остаться без лицензии, как тут же будет осуществлен захват предприятия рейдерским или иным способом.
Более того, в соответствии с лицензией: "Сопряжение с другими телематическими службами и сетями связи на территории РФ допускается только при наличии лицензии Министерства связи РФ". Это значит, что коллеги такого строптивого бесконтрольному вмешательству ФСБ провайдеру, при всем сочувствии к отлученному от лицензии, сами вынуждены будут прекратить с ним обмен данными. Так что такой провайдер окажется отрезанным от всего мира.
Даже крупные провайдеры, для которых именно "Провайдер" есть основная деятельность, четко сознают, что они еще слишком малы и бессильны в России и по масштабу оборота и по политической влиятельности. И потому от прихоти государства зависят всецело.
К сожалению провайдеры не рассматривают способы повышения своего влияния на государство стандартными для правового государства методами путем создания блокирующей ассоциации или хотя бы профессиональной организации типа средневекового цеха со всеми его недостатками, но и всеми достоинствами.
Если каждый конкретный провайдер вынужден молчать, то пресс-аташе подобной организации провайдеров мог бы выступить весьма громко от имени сообщества.
Существует одна организация, которая могла бы выступать от имени провайдеров. Это "Ассоциация документальной связи". Но эта организация заняла позицию технического консультанта ФСБ и неформально согласовывает с представителями ФСБ свои пресс-релизы по этому поводу.
Почему это происходит?
Во-первых, провайдеры компьютерной связи не составляют большинства членов ассоциации электросвязи. Во-вторых, некоторые другие группы членов этой ассоциации даже объективно заинтересованы во внедрении СОРМ в компьютерных сетях. Прежде всего это относится к поставщикам криптотехнологий - фирмам, поставляющим средства защиты компьютерных коммуникаций. Многие абоненты, узнав о том, что любое сообщение доступно для каких-либо третьих лиц, не будут разбираться, сотрудники ли это силовых ведомств или кто-либо еще. Они просто купят и установят средства шифровки своих сообщений. В подобных условиях СОРМ бесполезна. Поставщики криптотехнологий делают большие деньги на помощи в борьбе с СОРМ.
И еще один резон, по которому ассоциация электросвязи даже не желает интересоваться сутью проблемы провайдеров. Это близость этой организации к государству. Если внимательно присмотреться к персоналиям этой организации, то можно только удивляться количеству чиновников тех или иных ведомств в организации. А чиновник всегда будет действовать в интересах ФСБ, если не хочет лишиться места.
Итак, почти классическая ситуация диктатора и молчащего в стране народа. А учитывая то, что у ФСБ есть пресс-служба, а у провайдеров ее нет, легко понять, кто выигрывает во всей этой ситуации.
Возможным контрпродуктивным выходом из ситуации было бы формирование провайдерами собственной организации, которая будет представлять мнение сообщества, не подвергая опасности отдельных выразителей этого мнения, о чем уже упоминалось выше. Создать такую организации в существующих условиях противодействия трудно, но возможно. Этот процесс может быть долгим, но с выгодой долгосрочной.
Конечно такая организация не сможет рыпаться по поводу применения СОРМ, но по крайней мере провайдеры смогут поорать вволю. Глядишь, и добьются смягчения диктата хотя бы в некоторых вопросах бесконтрольных действий ФСБ, так как именно полная бесконтрольность модификации СОРМ вызывает самое большое неприятие у провайдеров. При наличии черного ящика в сети передачи данных, функционирование которого абсолютно неподконтрольно администрации компьютерной сети и даже наоборот, администрация должна рапортовать о перезагрузках своих систем хозяевам этого черного ящика.
Это технологически гораздо хуже чем правозащитная метафора сдачи копий ключей в милицию. Скорее это напоминает установку в каждой квартире и офисе комплекса подслушивающей и подсматривающей аппаратуры, которую ФСБ устно обещает не включать без необходимости. И главное: никто не может гарантировать, что этот черный ящик будет только подслушивать, подсматривать, копировать документы и т.д.,а не вмешиваться активно в работу сети и не планировать использование аппаратуры именно для активных действий, которые ФСБ может счесть необходимыми. Не менее важным является вопрос, как эти действия повлияют на устойчивость сети и качество связи.
Когда оживленную магистраль перекрывают, чтобы проехал очередной членовоз, то величина возможной дорожной пробки мало кого волнует. Никто не платит за то, чтобы пробок не было. Провайдеры же получают деньги от клиентов именно за то, чтобы пробок в сетях не было, а постоянная и устойчивая связь была.
Интересно, кто будет платить неустойки за нарушения работы сети? Посчитает ли ФСБ это форс-мажором, если клиенты предъявят претензии провайдеру из-за проносящихся по оптоволокну "плащей" и "кинжалов"? Похоже, что это один из вопросов, который хоть и в пол голоса, но провайдер должен и обязан всеже обсуждать. Политики в этом вопросе нет, вопрос технический, почему бы и не обсудить? Но есть большое сомнение, что обсуждения не получится.
- А почему у вас тут косинус полтора?
- Ну полтора это еще ничего, в военное время у нас тут до трех доходил.
Кроме всего прочего проект оказывается чудовищно дорогим для провайдера. Обеспечение скоростей подключения провайдера к ФСБ не ниже скорости подключения любого клиента сегодня указывает для большинства провайдеров на необходимость прокладки оптоволоконного кабеля. Но ФСБ явно не собирается платить за этот кабель и производство работ. И то верно: когда диктатор тебя расстреливает, он перед этим тебя же заставляет рыть могилу.
То что по проложенной для СОРМ линии ФСБ получит для себя халявный доступ в Интернет, это даже не вопрос. Канал есть? Есть. Компьютер на обеих концах есть? Есть. Интересно, а можна ли заставить ФСБ платить за этот дополнительный сервис? Прослушка абонентов - это одно, а просмотр сети и пользование электронной почтой - это ведь другое?
Также имеются основания полагать, что не удастся. Рекетиры никогда не платят в ресторанах, которые под их контролем.
Один из провайдеров рассказал, что первый этап внедрения СОРМ был им выполнен путем предоставления заинтересованным лицам компьютеров, модемов и бесплатного доступа в интернет. И затруднения с лицензией исчезли как и не было.
Но не все боятся диктаторов. В Сакт-Петербурге ФСБ приходило к одному из провайдеров по поводу оперативно-розыскных мероприятий в рамках регулирования СОРМ.
- Хорошо, - сказал провайдер, - нигде не написано, что я буду обслуживать вас бесплатно. Отказа в обслуживании нет, но я выставлю вам счет за использование ресурса по себестоимости, а не будете платить, обращусь в суд. Озадаченные функционеры ушли посовещаться и к провайдеру не вернулись.
Если быть идеалистом правозащитником, то можно порекомендовать провайдерам в тарифы на услуги открыто, отдельной строкой вставлять: "Расходы на СОРМ", такую же как на НДС (Налог на добавленную стоимость). Так же как все понимают, что НДС - это не придумка провайдера и поминают тихим словом автора этой придумки, все будут понимать, что СОРМ - это тоже не придумка провайдера и будут поминать таким же тихим словом автора этой придумки.
Увы, это действие нужно будет совершить конкретным провайдерам, а у ФСБ будет достаточно изворотливости и изобретательности, чтобы отнять лицензии у этих провайдеров. И потому провайдеры будут молчать о своей СОРМ -бухгалтерии и никогда не пойдут на раскрытие информации о том, что значительным превышением тарифа пользователи обязаны СОРМ.
Для обсуждения этих вопросов у провайдеров недостает правозащитного сознания. Нет знаний по технологии правопринуждения существующим опасностям, зависящим от конкретных организаций и личностей, теории права, теории государства и т.д. и т.п.
Увы, в вопросах правоприменения и правопринуждения провайдеры являются в лучшем случае дилетантами. Любая эмоциональная демагогия на эти темы провайдерами воспринимается как должное. Методы доказательства путем ссылки на авторитеты: "Поглядите как в других странах", использование в доказательствах давно отживших теорий, например, "Теории общественной пользы". Это большинство провайдеров проглатывают как незыблемое.
В одном из журналов за 1998 год приведена красочная фотография папуаски в естественной среде обитания. Подпись гласит, что эта папуаска не подозревает, что она является гражданкой Индонезии. Увы, по большинству вопросов, связанных с СОРМ большая часть провайдеров и не подозревают, что они являются гражданами своей страны. Горько и печально говорить о том, что граждане клиенты как сознающие свое гражданство так и не сознающие, увы, пока не могут ожидать защиты своих прав от провайдеров.
Разумеется все изложенное относится не ко всем провайдерам и понятно, что у каждой организации есть сотрудники с различным уровнем самосознания и грамотности в области гражданского права и экономики.
Но здесь речь об общем впечатлении от деятельности, а точнее бездеятельности провайдеров по многим наболевшим вопросам во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Правда, это беда не только провайдеров, но и всего общества.
Черный ящик