Нет мест для строек кроме парков и скверов?

May 18, 2020 04:00

Вот и прошёл год с момента известных всем событий в сквере у драмтеатра. Сделаны ли выводы из той истории? Кем-то, может быть, и сделаны, а кем-то, видимо, нет. Потому как в настоящее время в городе нарастает конфликт по уже привычной причине - планируется стройка на территории парка. На этот раз под угрозой оказался Парк УрГУПС или, как его ещё раньше называли, Парк Железнодорожников. Который располагается на набережной Городского пруда, рядом с впадением в него реки Ольховки. Виной всему планы руководства УрГУПС построить там бассейн, ради которого уже вырубили значительное число деревьев.



Протесты против строительства храма в сквере у драмтеатра, май 2019

Что между этими двумя историями общего? Во-первых, то, что строительный объект намереваются поставить в зелёной рекреационной зоне, излюбленном месте отдыха горожан. И в том и в другом случае это по факту означает значительное сокращение общественного пространства, если не его ликвидацию. Храм на Октябрьской площади по проекту занял бы бо́льшую часть территории сквера. В случае с парком УрГУПС бассейн вместе с прилегающей территорией займёт примерно треть парка - эта стройка разорвёт единую зелёную зону парка на две части.



Парк УрГУПС, 2020

Естественно, намерения отнять озеленённое общественное пространство, коих в Екатеринбурге и так дефицит, не могут не вызывать протеста со стороны горожан. Едва узнав о планах по строительству бассейна в этом месте, началась общественная кампания в защиту парка. В отличие от истории со сквером, когда строительство храма святой Екатерины периодически обсуждалось публично и всплывало в общегородской новостной повестке, руководство УрГУПС до последнего скрывало свои намерения строить бассейн на этом участке. Открыто объявив об этом лишь тогда, когда уже прошли изыскания и вод видом санитарной рубки вырублено несколько десятков деревьев. Несмотря на это за короткий срок защитниками парка было собрано более 1700 подписей жителей близлежащих районов за перенос стройки в другое место. И процесс сбора подписей продолжался бы, но был приостановлен из-за пандемии коронавируса. Общественники подали жалобы и обращения в различные инстанции.

Наличие альтернативных площадок

Эти две истории объединяет и то, что острой необходимости размещать объект именно на этом месте нет - как и в случае с храмом у драмы можно было найти другие площадки (в чём мы и убедились после завершения майских протестов - для храма быстро нашли другое место). Но инициатор строительства выбрал самую противоречивую - в центре парка. При этом в пользовании университета находится огромная территория, на которой можно найти массу других площадок для строительства бассейна. Логически напрашивается участок, прилегающий с юга к действующему спорткомплексу университета - сейчас он представляет из себя газон с одним лишь деревом, часть газона засыпана щебнем, на ней организована стоянка.



Альтернативная площадка для бассейна, предлагаемая общественниками

Защитники парка предлагают разместить бассейн на месте стоянки. Однако руководство вуза почему-то даже не рассматривало этот вариант и решило сдвинуть бассейн вглубь парка. Хотя, казалось бы, близость к существующему спорткомплексу должна выглядеть неоспоримым преимуществом - в таком случае здания можно соединить переходом.

Земельные вопросы

В отличие от сквера у Драмтеатра, парк УрГУПС не является территорией общего пользования - по кадастру он отнесён к землям учебных заведений. Земля находится в собственности Российской федерации и передана университету в бессрочное пользование. Разрешённое использование - «для размещения объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования». Это несколько упрощает алгоритм действий, если на участке что-то захотели построить - в таком случае не нужно вносить изменения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и менять категорию земли через публичные обсуждения, думу и администрацию города. То есть вуз вроде бы вправе делать там всё, что соответствует целям использования участка. Но это лишь на первый взгляд.
Нюанс в том, что по российскому законодательству даже собственник земельного участка не может самовольно вырубать на нём взрослые деревья. Потому что любые действия не должны нарушать прав других лиц, а в таком случае как минимум нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 7 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» охране подлежат зелёные насаждения, расположенные в населённых пунктах, независимо от форм собственности на земельные участки. УрГУПС по земельному законодательству в данном случае является даже не собственником, а землепользователем. Это подтвердило и заключение прокуратуры, которая в своём ответе на обращение активистов указала, что «бессрочный пользователь участка, который создал многолетние насаждения, права собственности на них не приобретает». Согласно действующим законам, вне зависимости от формы собственности, землепользователь обязан согласовывать вырубку деревьев на своём участке с администрацией Екатеринбурга путём получения разрешительных документов на снос, пересадку, или реконструкцию зелёных насаждений. При этом снос должен быть мотивирован болезнью, ветхостью или опасностью деревьев, а соответствующее обоснование его необходимости приложено к заявлению, подаваемому в Комитет благоустройства Администрации города Екатеринбурга. Этот порядок утверждён решением Екатеринбургской городской думы от 21.12.2010 года №87/34 и административным регламентом по сносу, пересадке и уходу за зелёными насаждениями (Постановление Администрации города Екатеринбурга № 1737 от 27.04.2012).


Последовательность действий, утверждённая Постановлением Администрации города

Как выяснилось, разрешения на снос деревьев в парке УрГУПС Администрацией Екатеринбурга не выдавалось. Вуз приступил к вырубке без необходимой разрешительной документации.

Тайная подготовка к строительству

То есть ситуация сложилась следующая - университет вроде бы и может построить бассейн на любом участке находящейся в его пользовании территории, но здоровые зелёные насаждения при этом вырубать нельзя. Видимо, поэтому и было принято решение постепенно расчистить один из участков в парке от деревьев под видом санитарной рубки. Начиная с 2014 года на нём небольшими порциями начали рубить деревья. Это хорошо заметно по спутниковым снимкам - после 2014 года участок в центре парка начинает «лысеть». Поскольку вырубка производилась постепенно, картина сильно в глаза не бросалась и никто не возмущался - видимо, на это и был расчёт. Очередная рубка случилась в конце 2019 года. Как и водится, тёмные дела делались ночью - в ночь с 1 на 2 декабря. Причём одновременно с вырубкой в кратчайшее время произвели выкорчёвывание пней. И это по уже замёрзшему грунту. К чему такие усилия? Напрашивается ответ, что опять чтобы «замести следы». Но на этот раз избежать общественного внимания не удалось. Когда одним разом вырубили 47 деревьев, это уже не могло остаться незамеченным. Руководство вуза потом, конечно, заявило, что это была санитарная рубка, но кто ж поверит, что все аварийные и больные деревья в парке удивительным образом оказались на одном небольшом участке. Налицо была целенаправленная вырубка на конкретной территории. Таким образом вуз освобождал место под стройку.





По спутниковым снимкам видно, что за 5 лет на участке уменьшилось количество зелёных насаждений. В конце 2019 года здесь вырубят ещё 47 деревьев.

В конечном счёте к весне 2020 года этот участок превратился в пустырь.


Участок, расчищенный под строительство бассейна. Март 2020.

Ложь и манипуляции информацией со стороны застройщика.

Долгое время руководство УрГУПС отрицало планы по строительству бассейна, а все мероприятия в парке называло лишь санитарной рубкой. Однако под давлением фактов в конечном счёте вынуждено было это признать.
Конечно, информационной кампании наподобие той, что развернулась против защитников сквера у драмтеатра, в случае с парком УрГУПС не наблюдается. Бюджеты явно меньше. Но на своих ресурсах руководство УрГУПС в выражениях в отношении защитников парка не стесняется - «кучка людей из других районов», «псевдообщественники», «группа лиц, делающих собственную популярность на жареных фактах», и т.п. Это лишь немногие из характеристик, даваемых общественникам, борющимся за сохранение парка. Вся информация касаемо строительства подаётся в крайне тенденциозном ключе. При этом нужно отметить, что руководство вуза организовало две встречи с защитниками парка, однако, такое ощущение, что эти встречи были сделаны «для галочки», потому что конструктивного диалога на них не получилось. Общий посыл был «мы здесь хозяева, слушать вас не намерены, помогайте, но не мешайте».



Встреча руководства вуза с жителями района

Однако ещё большой вопрос, кто здесь хозяин. Ведь во-первых, УрГУПС - это государственное учреждение, т.е. содержится на налоги граждан. Во-вторых, вуз лишь землепользователь, а участок находится в собственности Российской Федерации, т.е. опять же, можно сказать, граждан.
В марте 2020 года в паблике Вконтакте «Заречный район» была размещена публикация с опросом, в котором людей ставили перед ложным выбором - строить бассейн на берегу пруда или не строить вообще. В публикации содержалась недостоверная информация о том, что других участков для строительства не существует - якобы они вузу не принадлежат. При этом защитников парка в публикации назвали «активистами, проживающими в других районах города либо даже в других городах», что также является ложью - подписи собирали жители прилегающих к парку Заречного и Вокзального районов. Не исключено, что эта публикация была инициирована университетом. В истории с храмом в сквере людей тоже ставили перед ложным выбором за храм/против храма, и даже подключали ботов в опросы в городских пабликах, но УрГУПС ограничился формирующим опросом.



Опрос в паблике «Заречный район»

Руководство вуза также любит упоминать о том, что их парк не обозначен на карте города как парк. Но, как мы уже выяснили, по законодательству это не даёт им право свободно распоряжаться растущими на нём деревьями - они находятся под защитой государства вне зависимости от категории земли. При этом университетом недавно была создана группа в социальной сети Вконтакте под названием «Парк УрГУПС», в которой публикуются фотографии парка. К слову, эта группа закрыта для комментариев - видимо, во избежание дискуссий о планирующейся стройке.
В целом, основные аргументы руководства университета сводятся к тому, что это их территория, и они вправе делать на ней всё, что захотят; что строительство бассейна необходимо вузу, что они намерены построить его именно на выбранном участке, и не нужно им в этом препятствовать.
Руководство УрГУПС также часто заявляет о том, что строительство бассейна было запланировано ещё в 2009 году. Но представители университета умалчивают, что тогда его планировалось разместить в другом месте - через футбольное поле напротив существующего спорткомплекса, для чего не потребовалось бы вырубки центральной части парка.





По проекту 2009 года бассейн выглядел по-другому и должен был расположиться не в парке

Почему решили отойти от плана перспективной застройки, и чем был мотивирован выбор новой площадки под бассейн, до сих пор никто не объяснил.



По новому проекту бассейн уже располагается посреди парка

22 января 2020 года охранники УрГУПС предприняли попытку отобрать бланки с подписями в защиту парка у консьержа, ворвавшись в подъезд, где она их собирала. На встрече с общественниками представители вуза признались, что это они направили службу безопасности, но якобы сделали это чтобы «просто посмотреть, что там происходит». Выглядит это крайне неправдоподобно, учитывая то, что охранники силой пытались отобрать листы у женщины.



По схожему с историей с храмом в сквере сценарию руководство УрГУПС пытается «откупиться» от содеянного градостроительного преступления, уводя разговоры в сторону от спорного предмета строительства. Если в случае с храмом на Октябрьской площади жителям обещали встроить в комплекс скейт-парк и даже сцену для городских мероприятий, то в данном случае активистов приглашают принять участие в конкурсе песчаных фигур на участке будущего строительства, а также говорят о том, что бассейн будет работать для жителей всего района. Конкурс песчаных фигур запланирован на лето 2020 года, на его организацию уже выделено 96 тысяч рублей. Общественники убеждены, что данный конкурс и утрамбованный песок как его следствие нужны для того, чтобы окончательно исключить восстановительную посадку деревьев на вырубленном участке. Что касается бассейна, то очевидно, что жителей района он сможет обслуживать лишь по остаточному принципу после студентов вуза, а учитывая его небольшие размеры (по эскизному проекту лишь две плавательные дорожки), его и для студентов может не хватить. Тем более это не компенсирует утрату зелёной зоны, за сохранение которой, как и в случае со сквером у драмы, в первую очередь борются неравнодушные горожане.

Общие проблемы озеленения в городе

В Екатеринбурге, где в последние годы ведётся преимущественно уплотнительная застройка, парки, скверы и иные озеленённые территории рекреационного назначения становятся всё более востребованными. Плотность населения растёт, а зелёный каркас города становится меньше. Согласно Своду правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», площадь озелененных территорий общего пользования должна составлять не менее 10 м2 в расчёте на одного человека. Сейчас этот показатель ниже в шести из семи районов Екатеринбурга. И это при том, что при его расчёте учтены прилегающие к городу лесопарки, отдалённые от жилых районов. Если же считать только внутригородские парки и скверы, то показатель будет ещё ниже.



В Железнодорожном и Верх-Исетском районах, жители которых преимущественно и пользуются парком, этот показатель соответственно составляет 4,9 и 2,1 м2 на одного жителя. То есть Верх-Исетский район по озеленению и вовсе занимает последнее место.
Кроме того в последнее время рядом были практически полностью вырублены соседние с парком УрГУПС рекреационные зоны - сквер возле железнодорожной больницы и сквер возле Управления Свердловской железной дороги.
Парк УрГУПС, помимо прочего, уникален сложившейся экосистемой - благодаря наличию большого количества дуплистых деревьев разных пород и прибрежных зарослей, здесь гнездятся певчие дрозды, соловьи, малые пёстрые дятлы. В этом году там впервые собирается заселиться пара обыкновенных лазоревок. Таково видового разнообразия не встретить в других парках города.

Борьба в юридической плоскости

Защита парка УрГУПС, так же как и защита сквера у драмтеатра, началась с обращений в различные государственные инстанции. В случае со сквером объектом спора стало изменение Правил землепользования и застройки вопреки Генплану и передача участка в категорию земель религиозного назначения. Тогда Свердловский областной суд отказался принимать иск к рассмотрению, посчитав заявителей ненадлежащими истцами. Сейчас же общественники сразу стали свидетелями уголовного преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», что стало поводом обращений в полицию и прокуратуру.



Остатки деревьев после рубки 2 декабря 2019 года, март 2020

Природоохранная прокуратура перенаправила обращения в транспортную, которая установила факт нанесения имущественного ущерба Российской Федерации и нарушения прав граждан на благоприятные условия проживания и окружающей среды и вынесла ректору УрГУПС Александру Галкину представление о недопущении впредь выявленных нарушений и устранению уже допущенных.


Фрагмент представления Уральской транспортной прокуратуры

Представление транспортной прокуратуры даёт надежду на остановку планов вуза по застройке парка. Однако нарушения в установленный срок не были устранены (да и разве возможно ли было вернуть на свои места вырубленные взрослые деревья?), а решения о возбуждении уголовного дела не принято. Часто доследственные проверки оканчиваются вынесением отказных материалов по формальным признакам, поэтому большое значение для дальнейшего развития дела будет иметь общественный резонанс и внимание к действиями полиции.



Фрагмент ответа Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры

Вместо эпилога

Учитывая выявленные прокуратурой нарушения закона, сейчас чаша весов явно не на стороне застройщика. Решится ли УрГУПС дальше в прямом и переносном смысле идти напролом (ведь для освобождения территории под стройку необходима вырубка ещё 20 деревьев), продвигая строительство бассейна на этом участке, мы скоро узнаем.
Действовать открыто, честно, законно они не умеют. Вести диалог с гражданами не намерены. К чему приводит такое поведение, мы увидели в мае прошлого года, когда систематические игнорирование мнения граждан привело к взрыву общественного недовольства в сквере.
В городе много территорий, нуждающихся в развитии. Однако вместо того, чтобы развивать их, раз за разом для строительства новых объектов выбирают парки, скверы и другие сложившиеся общественные пространства. Всё это не может не вызывать недовольства у граждан, ведь помимо игнорирования их мнения, раздражителями являются и очевидные последствия подобной градостроительной политики - в виде уменьшения рекреационных зон и зелёного каркаса города, и, соответственно, негативного влияния на здоровье горожан.
Общественники настроены решительно - они уже собственными силами и за свой счёт произвели высадку 50 саженцев на участке, где были незаконно вырублены деревья. Также они выступили с инициативой размежевать участок и включить парк УрГУПС в перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ), что защитило бы его от дальнейших попыток застройки. В ответ чиновники администрации города назвали высадку деревьев "экологическим экстремизмом" и пригрозили обратиться в МВД и ФСБ, что только обострило конфликт и вывело его в федеральную повестку. Руководство вуза пока отмалчивается.

саженцы, экология, городской пруд, парк УрГУПС, Екатеринбург, Высокинский, Заречный, Парки и скверы Екатеринбурга, экологический экстремизм

Previous post Next post
Up