А потом после 9й лекции у меня случился двухнедельный прогул в виде отпуска. Поэтому леции 10- Живопись действия Джексона Поллока и 11 - "Коммунальный быт" в советском искуссве. Илья Кабаков остались за бортом. Если проект еще будут повторять, я обязательно посещу!
В общем, перехожу к лекции двенадцать - Возникновение социального искусства в 1960х г. СССР. Эрик Булатов.
Эрик Булатов является одним из основателей соц-арта и в отличии от всех тех, кому посвящены лекции, он до сих пор жив и работает, правда во Франции, но он продолжает себя считать русским художником, "который живёт и работает во Франции".
Характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.
Лекция тринадцатая - Искусство масс. Энди Уорхол.
В детстве
Энди сильно болел, поэтому был вынужден находится дома. Он делал коллажи из журналов о звездах и раскрашивал раскраски. Выучился на бакалавра изящный искусств в области графического дизайна (да-да, в 1949 году уже можно было получить такое образование). Ну и на мой взгляд, это, в общем и объясняет все направление его творчества. Он создал дизайн для банок Кока Кола, консервированного супа Кэмпбел. Следующим этапом творчества стала фотография. И как фотограф и худождник он работал с образами звезд эстрады, кино, а так же, политических деятелей. Так вот, например, "Черный Ленин". Уорхол создает «Фабрику», что ставит на поток создание произведений современного искусства. В последние годы Энди Уорхол возглавляет список самых продаваемых художников.
И вот, на последней лекции, к всеобщему счастью была анонсированна дополнительная лекция о
Марке Шагале.
Мне очень сложно объяснить, чем мне так полюбился Шагал, ведь, как я уже обмолвилась выше, к авангарду я равнодушна. Но есть какая то теплота что ли в работах его для меня. Может, это связано с историей его любви к жене, не знаю. С будующей женой его познакомила Тея Брахман, не раз позирующая ему обнаженной. Это знакомство оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). И с тех пор вся любовная тема в творчестве Шагала будет связана с ней. В память о безвремено ушедшей жене он написал две картины:
«Свадебные огни» и «Рядом с ней».Другой, не менее важной темой творчества был Витебск, его родной город.
Судьба распорядилась так, что Марк умер в полете. 28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем замке в Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось.
"Над городом"
"День рождения"
Часть первая Часть вторая Часть третья