Первые христианские монастыри и Святой Бенедикт

Jan 03, 2014 20:00

Я продолжаю свои попытки реанимировать блог. Впереди у нас рассказы об Испании. Начинать буду издалека, так что рассматривайте это как что-то вроде предисловия.
Приятного чтения :)

Идея чистой и праведной жизни, духовного совершенства всегда была центром христианского учения. А строгое соблюдение Евангелия вело первых христиан к аскетичной и уединенной жизни, к отречению всего мирского в стремлении полностью посвятить себя Богу.
Отчасти к этому также способствовал быстрый рост христианской общины после её легализации в 313 году императором Константином. Большое количество вновь обращенных христиан, еще вчера бывших язычниками, неизбежно порождало, с одной стороны, большое число толкований, а с другой, всё более четкое деление на мирян и священнослужителей.

Монашество первоначально возникло на Востоке. Первыми отшельниками, которых называют также отцами-пустынниками, были Павел Фивейский и Антоний Великий.
Павел в 250 году скрылся от гонений на христиан императора Деция в пещере у подножия горы, где прожил 91 год, неустанно молясь Богу. Антоний же, согласно преданию, однажды шел в церковь и размышлял о святых апостолах, и когда вошел в храм - услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Эти слова так поразили Антония, что вскоре после этого он отказался от наследства и оставил город и дом, чтобы жить уединенно.
Именно Антоний считается основателем отшельнического монашества, когда несколько отшельников живут отдельно друг от друга, находясь под руководством одного наставника.



Диего Веласкес. Святой Антоний и Святой Павел

Первый монастырь в современном его понимании, где подвижники собирались в одну общину, был основан Пахомием Великим в Верхнем Египте в середине IV века. Им же был составлен первый монашеский устав.

VI век подарил миру Святого Бенедикта Нурсийского, основателя старейшего католического монашеского ордена - ордена бенедиктинцев. Первые бенедиктинские монастыри - в Субиако и Монте-Кассино в Италии - вы можете увидеть и сейчас, хотя, конечно, не в первоначальном виде.



Монастырь Св. Бенедикта в Субиако



Аббатство Монте-Кассино

Устав Св. Бенедикта оказал огромное влияние на развитие христианства и монашеской жизни. Дух его можно выразить в двух девизах: pax ("мир") и ora et labora ("молитва и труд").
Отличие монаха от пустынника в том, что он не полагается целиком на свои силы, но подчиняется целиком и полностью уставу и аббату монастыря.
В соответствии с системой, принятой св. Бенедиктом, каждый монастырь представлял собой самостоятельную единицу, и каждый монах был пожизненно связан со своим монастырем посредством особого обета, воспрещающего перемену места жительства. Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Св. Писания и творений Отцов Церкви.
Среди предписаний устава, помимо молитв, постов и других внешних средств, особое место занимает смирение. "Всякий смиряющий себя возвысится". Монах может и должен молиться, но главная часть молитв до мелочей определена уставом, как определён им и характер индивидуальных религиозных упражнений монаха. "Краткою и чистою должна быть молитва, разве только проистекает она из чувства вдохновения Божественною благодатью."
Монах может и должен работать и читать, но то и другое подчинено бдительному надзору старших.
Очень важную роль играет в уставе монашеское общежитие. Воспитательная миссия монастыря легче могла быть выполнена при содействии аббату со стороны старших, более опытных братьев, находящихся под его контролем и руководимых им. Монахи спят в общей спальне. У всякого своё скромное ложе в общем дормитории, в котором до утра горит зажженная свеча. Спят монахи в одежде, «чтобы всегда быть наготове и по данному знаку без промедления встать» и идти на зов аббата.
Бенедикт видел задачу монастыря в переработке вновь вступающих в истинных монахов. Он не требовал от всех одинакового совершенства, сообразуясь с различием характеров и сил, но вел всех к одному исключающему индивидуальные, отклонения идеалу.

Сжатость изложения и практический характер устава Св. Бенедикта обеспечили ему успех в Северной Италии, а затем и во всей Западной Европе. Бенедиктинские монастыри стали культурными и интеллектуальными центрами. А в 1964 году римский папа Павел VI объявил Святого Бенедикта Нурсийского покровителем всей Европы.

history, religion

Previous post Next post
Up