Aug 03, 2018 02:45
Искал тут в интернетах как актёры учат роли. Как запоминают огромные куски текста. У меня тут сейчас пьеса на час где-то. Но примерно половина текста у меня. Как это выучить? При этом надо ещё помнить что тебе скажет твой напарник по сцене. Короче получается что надо выучить чуть ли не всё. Хочется приходить на репетиции с уже выученным текстом и не казаться каким-то неумекой. Хочется не отвлекаться на текст, на бумажки. Тем более что я даже с бумаги прочесть нормально не могу. Читаю не то что вижу.
Нашёл один из способов - озвучить роли компьютерным голосом, порезать его по ролям в аудиоредакторе, разложить на отдельные дорожки и выключить дорожку со своей ролью. Потом всё это сохранить в аудиофайл и слушать его везде и всюду. Там где будут пропуски надо будет проговаривать свою роль. Попробовал вчера вот читалки, познакомился с речевыми движками. Бесплатных мало. Голоса хоть и разные но не очень подходящие для данной пьесы. Но выбирать не из чего. Попробовал поработать с тем что есть. Некоторые слова читают не правильно. При чём разные голоса делают разные ошибки. Есть голос Алёна. Развивается давно. Некоторые фразы читает так что не отличишь от живого человека. Чувствуется выразительность и живость. Но на многих словах спотыкается, не правильно ставит ударение или просто звучит довольно по-роботски. Алёна ещё и платный движок. Развивается вроде давно. Есть способы коррекции ошибок. Люди пишут специальные словари в которых как-то указывают что вот данное слово надо читать так-то и так-то. Но почему-то за все эти годы не появилось идеальных речевых движок. Попробовал ставить словари других авторов. Оказалось что некоторые были составлены для старых версий движков. К новым не подходят. Да и потом чем больше слов в словарях тем больше пауза между словами. Речь может заедать. Мой 6-ти ядерный комп с 32 гигами вроде не тормозил. Да и в программах есть способ уменьшить словарь, оставив только те слова которые непосредственно встречаются в этом тексте. Но всё равно чтобы озвучить более менее с нормальными ударениями придётся прослушать весь текст и создать свой словарь. При этом не всегда получится избавиться от акцента робота. Не всё зависит только от ударения. Что-то мы проглатываем, что-то немного каверкаем. Никто ведь не говорит пожалуйста, мы говорим пожалуста. И много много ещё всяких таких тонкостей.
Но что реально круто. Что меня прям пропёрло это то что программа просто берёт и сохраняет текст в аудиофайл. И делается это не в реальном времени. Типа записывается что слышится. Делается это буквально за пару минут. То есть в десятки раз быстрее чем потом будет прослушиваться. Был текст - стала аудиокнига. При этом можно включить несколько версий и сохранять одновременно в разных голосах. Хотя как я потом обнаружил этого и не надо. Пьесы очень просто можно отформатировать специальными тегами и указать какой абзац каким голосом читать. С наскока простой заменой имени в тексте специальным открытым тегом без простановки тега закрытия, не получилось сделать чтобы до следующего открытого тега читалось всё одним голосом. После точки или другого знака препинания указывающего на конец предложения голос менялся на тот что был выставлен по умолчанию. Придётся значит писать прогу в ворде которая проставит правильные тэги.
Очень долго хотел применить какие-то свои VBA знания к Word. И тут пару дней назад психанул и подумал ну что может быть сложного там? Решил для начала научиться выделять цветом определённую роль. Немного погуглил, нашёл какую-то похожую программу, скопировал её целиком и немного изменил. Косяки конечно проявились. Например мне нужно было, чтобы абзац начинался с имени написанным только заглавными буквами. Пришлось дописать код чтобы заменял прописные заглавными для конкретного имени. Затем соответственно перебираем все абзацы и если в них есть конкретное имя то закрашиваем абзац. Но тут закрасилось много ненужных абзацев. Немного данный момент смог исправить указанием что нужное имя должно быть именно в начале абзаца. Плюс попались такие места где речь одного человека состоит из нескольких абзацев. Например там где они говорят стихами или там где их речь прерывается автором. Тут явно придётся повозиться с определением таких вещей. Но половину работы я уже сделал. А главное теперь понятное дело зачем. Зачем вообще нужна эта закраска. Это по большому счёту определение нужных абзацев. Раньше я хотел ещё сделать подсчёт слов, чтобы понять чья роль большая чья маленькая и на сколько. Можно также потом подсчитать уникальные слова, чтобы например потом попытаться вывести некий коэффициент сложности текста. Хотя тут не всё так однозначно. Чем больше уникальных слов тем сложнее или легче учить текст? Основный фактор сложности всё-таки количество реплик и количество слов. Чем больше текста тем сложнее его учить. Но если много реплик хоть текста в них мало то это тоже даёт свою сложность. Получается что надо помнить не только свои короткие фразы но и фразы других персонажей. При чём чем они короче тем точнее должны быть формулировки. Короче я уже думал над этим всем. Пока думаю не буду воплощать в жизнь этот коэффициент сложности.
Сейчас думаю доделать озвучку и записать файл. Идеально конечно всем встретиться где-то и записать наши настоящие голоса с эмоциями и нужными интонациями. Но нужно найти помещение где будет идеальная тишина, хороший микрофон и всем конкретно работать над данной задачей. Что немного не реально. Пока попробую сделать на речевых движках. В любом случае тут кроме того чтобы дописать код для определения абзацев, надо будет потом ещё разбить всё на дорожки. Как я понял это самое сложное будет. А если я хочу ещё чтобы речевые движки не корявили текст то придётся отслушать все задействованные голоса и написать для каждого свой словарь. Но тут можно применить хитрость - надо будет оставить только уникальные слова. А для этого я уже даже писал когда-то прогу. Правда уже не помню где она и как я вообще всё это делал. Да и есть ещё сложность некоторые слова звучат по разному в зависимости есть перед ними предлог или нет. Вот простой пример. Прочитайте отдельно два предложения. В. Одном. А теперь эти два слова вместе - в одном.
Сам текст в любом случае придётся прочесать в ручную - и возможно даже используя какой-то один речевой движок, параллельно прослушивая. Во-первых надо проставить везде где нужно букву Ё, чтобы уменьшить омографы (слова которые одинаково выглядят но по разному звучат или имеют разный смысл). Во-вторых убрать лишние знаки препинания. Во многих местах голоса делают слишком большую паузу. Поэтому текст звучит не естественно. Ручной работы короче дофига как не крути. Когда-нибудь уверен всё это научатся делать нейронные сети. Озвучивать пьесы и создавать такие аудио спектакли. Но пока без человека не обойтись.
Сейчас ещё речевой движок проговаривает имя персонажа перед его речью. Не получается живого диалога. Зато понятно кто говорит. Пока не знаю что с этим делать. По идее можно оставить. Как раз будет подсказывать где будет начинаться твоя роль которую ты учишь. С другой стороны это легко отключается. Пару строк в коде. Либо уже потом в аудиоредакторе. Пока вот вопрос как уменьшить количество ручной работы при разборе ролей по отдельным дорожкам. По идее конечно можно попробовать вставлять тэг с паузой вместо речи выбранного персонажа. Благо пауза в миллисекундах. Соответственно надо будет как-то высчитать какая пауза должна быть в зависимости от длины речи. Дописать прогу в Word чтобы текст менялся на тэги с паузами а сами паузы автоматом высчитывались. Интересная задача. Зато по идее потом такую программу можно использовать для новых пьес затрачивая минимальное количество времени и ручного труда. Ну если конечно не заморачиваться на ошибках речевых движков.
Театр и программирование тоже могут перекликатся как оказывается.
театралка,
программирование