Выползая из теплой кровати в совершенно темную квартиру 21 декабря, включая везде свет, я вдруг вспомнила, что это самый короткий день в году. И что теперь с каждым днем будет хоть чуточку, но светлее. А еще, что 21 декабря 2013 года моей любимой тете исполнилось 90 лет.
Это тот человек, который меня собственно и воспитал. Когда мне было 4 года, она ушла с работы и сидела со мной до моих 12. Приходила каждый день. У нее нет своих детей, поэтому можно сказать, что вся ее родительская любовь досталась мне. Она бегала как Савраска, возила меня на санках. Или мы прогуливались по улочке с частными домиками, а она рассказывала сказку про каждый, кто там живет. Или кормила вкуснейшими пирожками. Она - удивительная рукодельница. Умеет все! Шить, вязать, вышивать, готовить, могла отодвинуть дядю Володю и сама разобраться с розетках-проводках. У нее можно было спросить все, что угодно. Она всегда знала все! И при этом очень добрый, мягкий человек, удивительной силы и с неиссякаемым чувством юмора. Даже сейчас. Никогда не жалуется. Даже если спрашиваешь про здоровье, скажет, пару фраз и будет спрашивать про тебя. В советские годы я была самой модной девочкой. В то время, как весь город ходил в одинаковых платьях, завезенных в Детский мир, я щеголяла в сшитых по современной моде нарядах. Тетя Аня шила потрясающие костюмы Красной шапочки и главное - Снегурочки (2 разных няряда). Причем каждый из этих костюмов она сшивала за ночь! Например, у Красной шапочки в корзинке были ягодки, и каждая ягодка была сшита вручную. А Снегурочка - это вообще песня! Где были мозги у взрослых? Почему нет ни одной фотографии этого чуда? Из атласного материала как бы шубка. Мех - это убранная под марлю вата, расшитая украшениями, мишурой. А какая была корона! Огромная, сияющая. Когда я приходила на утренник в таком наряде, все Снегурочки отдыхали, даже те, кто были ведущими на празднике.
При том, что тетя Аня целые дни проводила у нас, дома у нее всегда был порядок и все готово к приходу неожиданных гостей. Это был очень гостеприимный дом, вся наша большая семья собиралась там на общие праздники типа 7 ноября, 1 мая и без вопросов 9 мая, потому что дядя Володя воевал. Они с тетей Аней учились в одном классе, война началась на следующий день после их выпускного. Это был тоже безупречный человек. Что бы ни происходило, ни один из них, никогда не показал никому этого. Плохого настроения, проблем, размолвок. Всегда радушны, всегда гостеприимны, всегда живо интересуются тем, что происходит у тебя. Я проводила там и каникулы часто, мне там было хорошо. Я помню, что даже хотела, чтобы именно тетя Аня была моей мамой, и в какой-то период страдала, что это не так. Мама была уставшая, вечно занятая после работы домашними делами, отец не помогал совсем, наоборот, создавал лишние проблемы. Я не помню, но мама рассказывает, что я даже спросила у нее, можно ли мне называть тетю Аню мамой. Она сказала: "Конечно", а вот тетя Аня запретила. Меня бесило, что в школе все думали, что она моя бабушка и я не уставала всем повторять, что она не бабушка, она тетя.
Тетя Аня и дядя Володя до самого последнего времени сохраняли живость ума. Интересно было все, что происходит в мире. Им было уже за 80, когда брат рассказывал про современные технологии, телекоммуникации, а они слушали, удивлялись, задавали вопросы, очень живо реагировали. Тетя Аня до 90 лет по. мнила все комбинации в карточной игре, все карты, которые вышли и просчитывала, что у кого на руках. Мы очень боялись, что она не переживет ухода дяди Володи, такая у них была лебединая песня... Это, конечно, самая большая потеря в ее жизни, но она сказала, что рада, что ему не пришлось остаться одному. "Почему?" - удивлялись мы. "Потому что мужчине очень тяжело оставаться одному. А я справлюсь", - говорила она.
И вот в июне этого года, когда мы отдыхали в маленьком дружелюбном раю и ни о чем не подозревали (точнее, я чувствовала, видела сны, но родственники не признавались, что что-то не в порядке), в семье случились трагедии, о которых мне никто не сказал, пока я не вернулась. Ушла из жизни старшая тетя (я обязательно напишу и про нее), а в это время уже стало плохо тете Ане. Врачи предсказали ей гибель через 3 дня в страшных мучениях или же операцию, но учитывая больное сердце и возраст, шанс, что она выживет, был 2%. Ей сделали операцию. И она выжила. Но так долго отходила от наркоза, что все испугались, что она лишилась рассудка. Но она пришла в себя, хотя была очень-очень слаба. Когда я приехала и прибежала к ней впервые после этого, то ничего не могла говорить, только плакала и обнимала. Она очень плохо слышала, уже несколько лет постоянно носила слуховой аппарат, после операции почти потеряла зрение. Ее взяла к себе моя двоюродная сестра, но через несколько месяцев она начала отчаянно проситься домой. Не могла она сидеть без дела на кровати. И хотела вернуться к юбилею и к новому году. Все ее долго отговаривали, ругали, говорили, что пора бы и сообразить, что тебе 90 лет. Но ничего не действовало. Натиск был такой, что все сдались и перевезли ее. Заменили дома газовую колонку на менее опасную, еду стали ей носить первое время. И теперь она живет одна, снова в своей квартире. Она сама ухаживает за собой, сама убирается потихоньку. Она просто не может иначе. И на день рождения очень хотела испечь что-нибудь и собрать всю семью. Как раньше. Вот такой человек. К сожалению, я не переняла ее талантов и ее умений, слишком она меня баловала, вместо того, чтобы учить. Хотя все, что я умею в этой области, от нее. Видимо, я слишком ленива сама по себе. Но я очень счастлива, что в моей жизни есть такой человек и именно благодаря ей я, наверяка, в чем-то лучше, чем могла быть. А люди этой закалки, этой силы воли и удивительного оптимизма вызывают у меня просто благоговение. Вот такая у меня тетя. Много букв, но очень хотелось о ней рассказать, хотя сказала на самом деле очень мало