Сразу хочу предупредить, не относитесь к толму, что я пишу или выкладываю, как к манифесту. Я по профессии и натуре журналист, я изучаю разные мнения. Мне, например, интересно было бы получить и комментарий Дарьи Стрельцовой, но не хочу лезть к ней с таким вопросом в даный конкретный исторический момент.
К любому посту надо относиться как к частному мнению одного конкретного человека. И на это мнение он, исходя из своего опыта и мировоззрения, имеет право.
А - "вы такое тут написали, я исключаюсь" - звучит по меньшей мере странно.
Согласны, не согласны, аргументировали в комментариях - супер, коментарии не отключены, боле того, пост не подзамочный.
Тоже ваше личное мнение, и я его уважаю.
Это так, преамбула.
А теперь о нижеследующем.
Статья Натальи Чертковой, к.м.н, врача гинеколога клиники Естественная медицина, потрясающей женщины и медика с человеческим лицом. Иногда нужен врач, и это тот случай, когда есть врач адекватный максимально. И естественный.
Сольные роды.
При всей физиологичности и естественности родов, я думаю, что рожать сольно в больших городах сейчас как минимум неразумно, как максимум безответственно.
В Москве найти акушерку на любой вкус и кошелек - не проблема. Можно сколь угодно долго рассуждать, что акушерка ни за что не отвечает, а только «подставляет руки» и «срубает» деньги за некое сакральное знание, которым она не хочет поделиться с «конкурентами». Даже люди, считающие себя совершенно здоровыми и в действительности являющиеся ими, не застрахованы от неблагополучных родов, а в ряде случаев являются их виновниками (на днях потрясенная акушерка рассказывала мне про мужчину, принимавшего роды у своей жены и пытавшегося во время потуг вскрыть малый родничок ребенка, приняв кожицу за плодный пузырь). Я плохо себе представляю мужчину, прочитавшего как определять раскрытие шейки матки в учебнике или на сайте, или получившего информацию об этом на курсах или сама роженица, определяют степень раскрытия шейки матки. Уверяю, что ординаторам и интернам акушерам-гинекологам найти саму шейку у женщины с доношенной беременностью удается далеко не с первого раза, а безошибочно определять открытие в родах и наличие плодного пузыря начинает получаться в среднем к концу первого полугодия ординатуры.
Неправда, что акушерки делают деньги на чужом неведении. Выпускник двухмесячных автокурсов не становится в день получения прав профессионалом. Прочитавший учебник по акушерству не становится повитухой. За 15 минут разговора по телефону не научишь отделять плотно прикрепленную плаценту, ставить капельницу, определять выпавшую петлю пуповины, выслушивать вариабельность сердцебиения плода, оказывать помощь при таком грозном состоянии как дистоция плечиков. Как и во всех остальных разделах медицины, в акушерстве помимо теоретических знаний, колоссальную роль играют именно практические навыки. Это знания, которые передаются от учителя, опытного наставника ученику непосредственно в процессе работы и накапливаются со временем.
Неужели человек, который отдает свои время, знания и умения не заслуживает адекватного вознаграждения? Если выбранная акушерка обещает приехать только на роды и не интересуется тем, что было во время беременности, до беродов, то и связываться при наличии выбора не стоит. Возможно, кому-то аппетиты акушерок кажутся завышенными, но большинство из них готовы к компромиссу и не заставят рожающую пару снять последнюю рубашку. Неужели безопасность роженицы, родильницы и младенца не может стоять выше дурацкой скупости? Когда слышу рассуждения, зачем платить акушерке, вспоминается такой эпизод, описанный В.В. Вересаевым в «Записках врача» (врачей заменить на акушерок).
«Не так давно г. Эм-Ге рассказывал в газете "Сын отечества", как один его знакомый обратился к нему с просьбою "пропечатать" в газете врача, подавшего на этого знакомого в суд за неуплату гонорара.
- Да отчего вы не заплатили ему? - спросил сотрудник газеты.
- Да так, знаете, - праздники подходят, дачу нанимать, детям летние
костюмчики, ну, все такое прочее...
Вот она, обратная сторона возвышенного взгляда на врачей. Врач должен
быть бескорыстным подвижником - ну, а мы, простые смертные, будем на его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках».
Иная ситуация складывается за пару сотен километров от МКАДа. Действительно, может и не быть этого самого выбора, и никакой вообще акушерки, и возможности поехать туда, где все эти удовольствия доступны. Тогда действительно приходится балансировать на грани борьбы за выживание, надеяться на русский авось и идти тем путем, которым шли акушерки в крупных российских городах 20-30 лет назад. Скорее всего, даже повезет, и роды пройдут благополучно, в том числе и в силу недостатка информации (Мать-природа поможет и кривая вывезет). Может быть, проанализировав имеющуюся информацию, окажется, что хорошие роды возможно организовать и в роддоме (фельдшерско-акушерском пункте, центральной районной больнице).
Нынче мы наблюдаем (надеюсь, что не я одна) смену приоритетов в домашнем акушерстве, переход от простого понимания, что рожать дома - возможно, правильно, естественно, к безопасному домашнему акушерству, к ответственности и родителей, и акушерок за исход родов. Роды - это появление на свет живого человека, а не духовный экспириенс, нельзя рожать дома любой ценой. Изменилась ценность человеческой жизни по сравнению с тем, что было еще 50-100 лет назад. Для большинства современных родителей потеря детей, даже на раннем сроке беременности - трагедия. Стоит ли рисковать жизнью и здоровьем матери и малыша? Сейчас, когда идет речь о попытке официального возрождения профессии домашней акушерки, осознаются ограничения, правила и противопоказания для домашних родов. Сотрудники медицинских учреждений все чаще оказываются не в роли монстров или сотрудников филиала гестапо, а в роли реальных помощников. Для кого-то завершение домашних родов в роддоме оказывается не поражением, а ступенькой на пути к смирению, работой по самосовершенствованию, стимулом к следующим успешным домашним родам.
Многие решаются на сольные роды в надежде, что никто не помешает уединению, чуду первой встречи родителей и младенца. Действительно, появление постороннего человека, со своими взглядами на процесс родов, с собственным жизненным опытом, с данной точки зрения несколько странно и неуместно. Однако нельзя считать роды самостоятельным явлением. Роды - лишь часть колоссального жизненного этапа - родительства. На этом пути (как и на любом другом) неизбежно встречаются различные люди, которые влияют друг на друга. Родам предшествуют долгие недели беременности. В настоящее время в Москве акушерки стремятся к непрерывному наблюдению во время беременности (а иногда и во время подготовки к зачатию), родов, позднего послеродового периода (ранний - это первые 2 часа после родов, а поздний - 6 недель после родов). За долгие недели и месяцы вынашивания нового человека можно хорошо познакомиться, выяснить взгляды друг друга, притереться. При данном сценарии взаимодействия акушерка на родах будет инородным телом, а близким человеком, реальным помощником. Скорее всего, потребуется гораздо меньше вмешательств, потому что роженица и акушерка будут настроены на совместное проживание родов.
Таким образом, в настоящее время в крупных городах имеются условия для перехода от экстремального домашнего акушерства (каковым являются сольные роды) к безопасному. Усилия к развитию последнего должны быть не только со стороны практикующих акушерок, но и со стороны родителей.
В завершение хочется привести слова спортсмена-каякера Валентина Юрина («Сольфеджио белой воды»), написанные по совершенно другому поводу, но как нельзя более кстати подходящие к случаю: «Для того, чтобы получать удовольствие от риска, человечество давно придумало гораздо более эффективное средство - карточные игры»
http://doctor-nata.livejournal.com/581.html