Как прекрасно, что есть жж: опять таки всё уже сказали до меня и лучше меня
http://quod-sciam.livejournal.com/446695.htmlреальность зла
Шесть лет назад Марвин Джон Химейер застрелился в своём бронированном бульдозере, поставив точку в истории, чистейшая эпическая природа которой очевидна мне-преподавателю, привычно требующему со студента типологию эпоса и характерные его приметы.
По-человечески я перед этим событием останавливаюсь и цепенею, не в силах уместить его в голове, потому что современная голова мало пригодна для простых и подлинных вещей, входящих в мир, как сокрушительный Komatsu, чтобы не оставить от него ничего. Цивилизованные граждане решают проблемы иначе, но цивилизация в какой-то момент распадается даже не на граждан, а на отдельных людей, и каждый из них делает выбор: опустить на себя броневой короб, недвусмысленный саркофаг, собираясь умереть если не за справедливость, то ради прямого и явного указания на её отсутствие - или не делать этого.
Больше он никого не убил.
И перед этим тоже хочется выпрямить спину, как в почётном карауле: я уничтожу ваши символы и имущество, я растопчу ваших идолов, но не трону вас, я оставлю вас жить и смотреть на то, чего вы не желали видеть, пока был жив я... высказывание столь внятное, целостное и сильное, что опять - не из нашего времени, не в наших рамках, ломает условности куда мощнее, чем всё тот же карьерный бульдозер.
Я не уверена, что так - надо.
Мне хочется надеяться, что можно иначе.
Но.
Осознание реальности зла, его несомненного присутствия, его наглой уверенной повадки заставляет, должно заставлять, делать выбор.
Когда-то меня, юную, сильно царапнуло словами Генри Бресли у Фаулза: "Нет ненависти - не можешь и любить". Царапнуло, потому что - как же, разве не антонимы, не исключают друг друга? Потом, много потом, я научила себя знать, что любовь сильнее, что ненависть истощает и выедает, что мир был сотворён любовью... продолжите сами, тут просто. Только есть и ещё одно: внутренняя ёмкость человека, его мощность одинаково участвует и в том, и в другом, разница, судя по всему, появляется лишь на выходе.
Шестилетней давности история не про алчные корпорации, не про стихийный антиглобализм, даже не про одинокий протест.
Для меня она про то, что сила, удерживающая мир от распада, страшна, если прямо посмотреть ей в лицо.
Поэтому я склоняю перед ней голову - и принимаю Марвина Химейера как образ гнева, возможного только от любви.
Всем пожелающим сообщить мне какие-нибудь факты, предлагаю перечитать текст ещё раз. Если не поможет - посмотреть в вики значение слова "эпос".
А Митрич (которого я не очень, поэтому без ссылки) пишет, что памятник Химейеру нужно поставить перед Госдумой.