Площадь Лаример опять-таки никакая не площадь, площадей в нашем понимании в Денвере нет вообще - разве что Civic Center, но тогда это тоже не площадь, а парк, раз газоны и деревья. А так все больше улицы, кварталы и перекрестки. То же с Лаример: это часть одноименной улицы между пересекающими ее четырнадцатой и пятнадцатой. Но место примечательное - город начинался отсюда.
Что логично, ибо города выходят из воды. Много ли известно населенных пунктов, в которых не было бы моря, бухты, озера, на крайняк большой реки? Один я знаю - Денвер, и в этом, между прочим, его ущербность - ни тебе променадов, ни набережных, ни просто кривых линий, которые могли бы внести милый сердцу диссонанс в квадратно-гнездовую топологию. Ничего не поделаешь, в этих долготах проходит водораздел американского континента, реки начинаются здесь, а большой водой становятся, когда подходят к океану, все равно к какому. Совсем без воды, однако нельзя, и на безрыбье соошел за воду Вишневый ручей в месте своего впадения в реку Южный Платт (South Platte River) - та еще река, тоже больше на ручей похожа.
Вы сперва посмотрите, как выглядит городская колыбель сейчас, а я потом расскажу, откуда она взялась.
![](http://fainag.smugmug.com/photos/326969235_X7ynW-L.jpg)
Это со стороны Пятнадцатой улицы. Только не спрашивайте меня, зачем тут тряпки с птичками. Иногда вместо них болтается какая-нибудь условно-полезная информация, но сейчас вот это.
А дело было в 1858 году, в разгар золотой лихорадки, когда народ очень надеялся найти в Колорадо много-много золота. Надежды почти оправдались - золото нашлось, только мало. Зато много было экспедиций, одиночек-золотоискателей, и наступила для них пора обрастать инфраструктурой. Место хорошее - вода - а то, что по каким-то уложениям земля принадлежала индейцам Арапахо, мало кого волновало. К Вишневому ручью почти одновременно прибыли две экспедиции - одной командовал Грин Рассел, другой - легендарная в здешних краях личность Уильям МакГаа. Драки не было, обе группы мирно разошлись по разным берегам ручья, первое поселение назвали Аурария, а второе - Сент-Чарльз. После чего обе команды отправили гонцов в Канзас регистрировать свои поселки - таков был порядок. С одним уточнением - вторая экспедиция отправилась в Канзас практически в полном составе, мало их было. И тут буквально через два дня после их отбытия на берег ручья заявился со своей бригадой известный земельный спекулянт и самопровозглашенный генерал Уильям Лаример. Место ему тоже понравилось; оставив там своих людей, он тоже отправился в Канзас, обогнал обе предыдущие экспедиции и заявил тогдашнему губернатору канзасских территорий, что намерен основать город и наречь его именем господина губернатора - Денвер. Вот так все и вышло. Аурария как самостоятельное поселение просуществовала несколько лет до того исторического вечера, когда, посидев в салуне, отцы-основатели ударили по рукам и сказали: ладно, пускай будет один Денвер. Грин Рассел выторговал себе за это право назвать некоторое количество улиц в честь своих родственников и любовниц. Так они до сих пор и зовутся. Когда город немного разросся, Генерал Лаример баллотировался на первых выборах в мэры, провалился, обиделся, уехал в Канзас и больше в Денвере не показывался. А улица осталась.
Под катом очень маленькая картинка этого места в старые времена. Больше не нашлось.
![](http://www.larimersquare.com/images/larimer_history2.gif)
Судя по всему, это уже лет через 10-20 после начала Денверской истории. Первые постройки были деревянные, пока в 1863 году все нафиг не сгорело.
Этот колокол - все, что осталось от первого денверского таун-холла на берегу ручья.
![](http://fainag.smugmug.com/photos/326969393_D5SCc-L.jpg)
Таун-холл работал таун-холлом до начала прошлого века, потом градоначальство переехало в здание получше, а сама коробка переходила из рук в руки до тех пор, пока в 1936 году ее не снесли и на ее месте не устроили парковку. Умники.
Дальше все развивалось по обычному сценарию: город рос, а колыбель ветшала. К середине ХХ века здесь были форменные трущобы, что, собственно, и позволило Лаример-стрит отметиться в мировой литературе. На этой улице прошло хулиганское детство всеобщего бит-любимца Нила Кассиди, и на эту улицу впервые ступила нога Керуака, когда попутка наконец-то привезла его в вожделенный Денвер. С бит-местами в Денвере вообще любопытно. Описываются они чаще всего так: встаньте туда-то и повернитесь сюда-то. Видите на том углу здание такого-то банка? А вот раньше там стоял кабак, в котором квасил Керуак сотоварищи. Но кое-что сохранилось. Дойдет очередь - посмотрим.
В конце 1960-х Лаример предполагалось снести подчистую и построить на его месте что-нибудь высокое и длинное - практика в те времена очень распространенная. Так бы и сделали, если бы в нужное время в нужном месте не появилась Dana Crawford, которую такая перспектива совершенно не радовала. В созданный ею комитет вошли влиятельные и не очень городские граждане, но эти люди не стали устраивать пикеты и перегораживать улицы. Вместо этого они обошли все денверские банки и инвестиционные фонды и убедили их владельцев вложить деньги в реставрацию Лаример-сквер, а не в разрушение. В результате на стол начальству лег готовый проект с готовым финансированием, отмахнуться от которого было сложно. Если деньги крутят мир, то иногда все же можно заставить их крутить его в правильную сторону.
Сейчас здесь бутики/рестораны/галереи - может, чересчур лакировано, но все равно неплохо. Дальше будут картинки.
Общий вид квартала со стороны Четырнадцатой улицы.
На углу Lincoln Hall:
![](http://fainag.smugmug.com/photos/326969550_nXYd5-M.jpg)
Когда-то на этом месте стоял Apollo Hall - чуть ли не первое здание в городе. Там под одной крышей сосуществовали салун, кабаре и городская управа. И там подписывались бумаги о слиянии Аурарии и Денвера.
Это Granite Building на противоположной стороне квартала.
![](http://fainag.smugmug.com/photos/326969296_os9pC-M.jpg)
Сейчас там на первом этаже театр комедии.
Просто дворик:
Просто львы:
Просто часы:
Еще Лаример-Сквер иногда перегораживают и устраивают всякие мероприятия. Три недели назад, например, тут были рисунки на асфальте.