Удручающе беспомощный трехсерийный фильм «Екатерина III» о Е.А.Фурцевой, приуроченный к 100-летию со дня ее рождения (7 декабря).
В фильме две составляющих: документальная, коротенькие интервью с людьми, которые так или иначе знали героиню (Юрий Любимов, Майя Плисецкая, Олег Табаков, Галина Волчек и т.д.) или по роду занятий считают себя вправе рассуждать о ее биографии и деятельности (Рой Медведев, Наталья Корнеева - автор книги о Ф.), - и художественная, некие эпизоды, картинки из биографии ЕАФ.
Так вот, «свидетели» говорят о том, какая она была яркая, красивая (=когда она в 15 лет шла через двор, все оглядывались и провожали ее глазами), какая незаурядная, какая волевая, честолюбивая, даже талантливая. А в художественном фильме мы видим мышь серую, серую и внешне, и «внутренне», посредственность, фигуру, заурядную во всех своих проявлениях.
Авторы игровой части этого фильма оказались настолько беспомощны и непрофессиональны, что буквально каждым эпизодом опровергают легенду о Фурцевой, которую на наших глазах выстраивают известные, часто знаменитые, люди. Героиня Евгении Дмитриевой напоминает не Фурцеву, а жалкую затурканную женщину советского фильма «Зигзаг удачи», приемщицу из фотоателье, которую никто не хочет взять замуж и которая готова уже хоть бы за кого. Но там Валентина Талызина играет именно это, «жалкость» и полную утрату веры в себя. А здесь актриса, которая вроде бы призвана показать нам женщину яркую, неординарную и даже уникальную, на протяжении трех серий лепит образ серой мышки, которая никак не может вырваться из полосы постоянных жизненных неудач.