Jan 08, 2010 05:52
Я в кино практически не хожу, фильмов на DVD не покупаю и в прокате не беру. А спокойно смотрю всю годовую продукцию «отрасли», все супер-пупер-боевики по ТВ в свои законные десятидневные каникулы. Ну, а если они там разгонятся, покажут что-то в другое время, приурочат к праздничку, к 4 ноября или еще как, - то и в другое время. В первую неделю нового года посмотрел «Иронию судьбы-2», «Стиляг», еще кое-что. Сегодня вот был явлен некиношному народу фильм Павла Лунгина «Царь», о котором я много чего читал в журналах своих френдов.
Ощущение разочарования. Не буду говорить об идеях, о моральной составляющей - об этом уже было столько говорено-наговорено. Но как акт искусства фильм оставляет ощущение вторичности, какой-то имитационности, что ли. Из «Рублева» - девочка-юродивая. Из «Бориса Годунова» - народ, который если не безмолвствует, то безвестно отсутствует. Из гоголевского «Тараса Бульбы» - знаменитое: «Батько, слышишь меня?» - «Слышу, сынку, слышу!» - только здесь акторами являются дядя и племянник. Из постмодернистской современности - полусумасшедший человек-собака, напоминающий Олега Кулика, только приодетого. И не хочется говорить об идеях, о борьбе добра и зла, о взаимоотношениях власти и народа, когда фильм просто не дотягивает. Какая-то вялость, несмотря на чудовищные злодейства, на казни и пытки, словом, что-то не только не гениальное, а, скорее, посредственное.
Актеры, коих, по сути, всего двое, Мамонов и Янковский, остальные - фон, это произведение не спасают. И не могу согласиться с теми, кто считает что эта, последняя, роль Олега Янковского - чуть ли не лучшая в его карьере. Нет, думаю, далеко не лучшая и, во всяком случае, далеко уступающая тому, что он сыграл в том же в «Любовнике».
Мамонов порой, как принято говорить, «включает юродивого», и в этом состоянии он мало с кем сравним, он выдает на-гора все, что есть у актера Петра Мамонова, а есть у него многое, но, странно, его метания, выплески эмоций, его темперамент не цепляют и душу не переворачивают. А если так, то претензии могут быть только к режиссеру.
Если сравнивать фильм с чем-то, что располагается в одной с ним нише по жанру, по замаху и отчасти по заявленному проблемному полю, например, с «Рублевым» Тарковского, то «Царь» сравнения не выдерживает. Просто никакого нет сравнения. Небо и земля.
Если говорить о художественном методе режиссера, то, боюсь, это все тот же социалистический реализм, который, несмотря ни на какие революции и контрреволюции, существует и воспроизводится в определенного рода культурных продуктах, хотя идеи, сюжеты и темы уже другие, предельно несоветские и несоциалистические. Но соцреализм всегда остается соцреализмом, идет ли речь о строительстве завода-гиганта, об Отечественной войне, о работе советской милиции или об истории государства российского. Потому как это метод, а метод в большой, очень большой степени автономен от содержания.
кино,
история