Откуда возникают такие заблуждения как модернизм, у казалось бы грамотных христиан? Таким вопросом задался мой друг
Антон Мацнев и написал об этом интересный пост:
Многие христиане знают Писания и отцов, многие имеют академическое образование. Рассуждают на богословские темы. Но откуда же возникают такие заблуждения, модернизм у казалось бы грамотных христиан даже из тех, кто не заражен западным богословием, откуда вообще это стремление? Периодически с амвонов, разных кафедр, статей слышишь рассуждения о любви, смирении и других высоких добродетелях. Доходят ли эти слова до сердец, когда даже нет элементарного благоговения в храме? По большей части нет. Почему, потому что говорим про любовь, вершину всех добродетелей, но никто не трудится объяснить, как до нее достигнуть. Что в итоге, душа начинает придумывать себе любовь. Рассуждаем про покаяние и зрение грехов своих, но как этого достигнуть, опять сочиняем себе? Рассуждаем о страстях, борьбе с ними, но что это? Говорим о посте, но как он действует на нас? Требуем благоговения в храме, но откуда ему взяться, если в голове рой мыслей о всех посторонних предметах, что с ними сделать, кто расскажет? Мы все всё знаем, но что с этим делать, получается нет. Потому что знаем по букве, а от теоретического к практического перейти никак не можем, не хотим и даже объяснить, не кому. А порой даже не хотим знать ничего о элементарных вещах, например о внимательной молитве, как тогда узнать о том, что такое борьба со страстями, как узнать, что пост это неотъемлемая часть этой молитвы и одно без другого не живет. Откуда узнать, что такое покаяние, если сердце дебело и мертво и не живет в нем молитва, это неотъемлемое дыхание души. Она даже в уме не живет. Про смирение и страх Божий, которые предшествуют любви, можно даже и не начинать говорить. Ум дмится от знаний, а плода нет. Вот так и рождаются модернисты и новые Оригены. Пусто у них в душе, не знают они и не хотят деятельно познать Христа. И пустоту ту заполняет корм свиней, страсти и в первую очередь тщеславие и гордость и так передавая из рук в руки несчастную душу, доводят ее и до нижайших страстей.
P.S. "ТРАГЕДИЯ конфессий, отпавших от Православия, заключается в том, что там идет познание Христа вне Духа Святого, а через душевные силы самого человека; в результате создается ложный образ Христа, который не может возродить и спасти душу человека. Поэтому каноны Церкви так категоричны в разделении духовной истины от заблуждений, Православия от неправославия и строго охраняют православную веру от каких-либо искусственных соединений с инославными учениями." (архим. Рафаил Карелин)