Наставление о молитве

Jan 21, 2019 10:35

Наставление о молитве иеромонаха Илариона духового отца иеромонаха Арсения (странника)


Read more... )

непрестанная молитва, Рассказы странника

Leave a comment

mns2012 January 21 2019, 10:58:55 UTC
Отче, а что советуют святые: просто в уме творить и ждать, пока молитва не спустится в сердце сама, или с усилием устанавливать внимание в сердце с самого начала?

Reply

faddeymonk January 21 2019, 14:11:14 UTC
Это на самом деле актуальный вопрос в настоящее время. Большинство святых отцов единогласно учат что именно с самого начала надо стремиться к тому, чтобы молитва была в сердце, а не в голове. Вот подборка цитат https://faddeymonk.livejournal.com/13485.html

Святитель Феофан вообще всех, к кому писал учил тому, что надо при молитве умом стоять в сердце. Без всяких механических приемов, таких, как дыхание или соединение с ударами сердца.

Reply

mns2012 January 21 2019, 14:52:28 UTC
Спаси Христосъ, отче! Это то, что надо. Значит, я правильно думал. Дыхание -- это, думаю, не главное, но так как человек -- душевно-телесное существо, то понятно, почему помогает контролировать дыхание. И понятно почему, кстати, наша жизнь "на бегу" не способствует молитве.

Reply

faddeymonk January 21 2019, 14:20:31 UTC
Вот выдержки из писем святителя Феофана, отличительной особенностью этих наставлений, по сравнению, наставлениями отцов Добротолюбия, является то, что они обращены не к монахам пустынникам, достигших высоких мер преуспеяния, а к новоначалным христианам мирянам, всякого разного сословия и возраста ( ... )

Reply

mns2012 January 21 2019, 14:53:09 UTC
Как люблю свт. Феофана!

Reply

faddeymonk January 21 2019, 14:35:28 UTC
А то, что некий «старец» в беседе с неким «учеником» в аскетических опытах святителя Игнатия запрещает ему (ученику) искать место сердечное, не должно нас смущать, поскольку мы не знаем кто этот старец и к кому он обращается, что это за «ученик». Поскольку это наставление не совпадает с общим мнением святых отцов по данному вопросу, им можно со спокойной совестью пренебречь.

Reply

mns2012 January 21 2019, 14:57:49 UTC
Вот как раз мой второй вопрос: а как найти сердечное место?! Я слышал такое, что у тех, у кого молитва "опускалась" ниже, чем надо, развивалась блудная страсть. Не помню уже, где я это видел или мне сказал кто. У меня нет опыта никакого, но иногда оно как-то находится, а иногда нет. Не знаю, как это объяснить. Когда находится, тогда ощущение такое, как будто конструктор "сложился" и хорошо на сердце, тепло. Когда не находится, тогда молитва как бы мимо идёт.

Reply

faddeymonk January 21 2019, 15:54:45 UTC
Ну, в соответствии с наставлениями святителя Феофана его не надо искать, просто иметь такое намерение, возносить молитву из сердца, для этого достаточно как бы смотреть умом внутрь себя, в верхнюю часть груди, через некоторое время, действием благодати, через такое упражнение обретается место сердечное, как уверяет преподобный Никифор Монашествующий. Вобщемто и наставления святителя Игнатия можно понять в этом же смысле.

Reply

mns2012 January 22 2019, 12:35:21 UTC
Спаси Господи, отче.

Reply

faddeymonk January 21 2019, 16:01:10 UTC
В наставлениях преподобного Амвросия Оптинского шамординским монахиням несколько раз встречается такое замечание, что блудная страсть при молитве у них возникает из-за того, что они якобы слишком низко держат внимание при молитве, но просто так это не происходит, видимо у них сопровождалась молитва услаждением принятия блудных помыслов, сопутствуя молитве, и из-за этого внимание и опускалось ниже чем надо. Обязательное условие при упражнении сердечной молитвой, не принимать никаких помыслов. Тогда внимание и не будет вниз опускаться

Reply

mns2012 January 22 2019, 12:35:53 UTC
+

Reply

mns2012 January 21 2019, 14:59:17 UTC
И еще, обязательно ли только в уме проговаривать или можно и губами? Губами легче.

Reply

faddeymonk January 21 2019, 16:05:45 UTC
Святые отцы все единогласно советуют чередовать. Когда устают уста произносить молитву умом, Когда устает ум, тогда произносить устами. Через некоторое время если все правильно делаем нашим усилиям начинает содействовать благодать Святого Духа и тогда надо следовать этим действиям, дальше Святой Дух Сам учит молитве

Reply

mns2012 January 22 2019, 12:36:11 UTC
+

Reply

faddeymonk January 22 2019, 13:35:35 UTC
Как проверить, в правильном ли направлении мы движемся: первые действия благодати, происходящие от иисусовой молитве должны побуждать к покаянию. В сердце должно появиться сокрушение о содеянных грехах, чувство сожаления о них и ощущение своей немощи, невозможности самому избавиться от рабства греху (нищета духовная) в мыслях осознание сути греха как преступления заповеди Евангелия, в волевой части души-желание исправить грех, изменить жизнь, освободиться от рабства греху. Это признаки того, что молитва движется в правильном направлении. Если этого долгое время нет, значит что-то делаем не так, надо рассмотреть себя, выяснить.

Reply


Leave a comment

Up