Уже почти месяц меня просят написать, а я все никак. Эта история разворачивается на наших глазах прямо сейчас, и многие успели принять в ней участие. Но все же стоит рассказать ее целиком, чтобы разрозненные детали слились воедино.
18 ноября Александр Федоров из центра защиты дикой природы "Велес" написал в соцсетях призыв помочь медвежонку:"Я переговорил по телефону с зам губернатора Архангельской области, с главой Плесецкого района, с главой Шелекса и с хозяином притравочной станции на которой находится этот малыш медвежонок. Станция находится в Мирном, медвежонок изъят из природы на законном основании по лицензии и будет готовиться к притравке собак. Хозяин взял еще участок земли для расширения своей деятельности."
Так многие из нас в первый раз узнали про притравочные станции. Про них почему-то вообще очень мало знают и говорят. Ключевая фраза в этом сообщении - "на законном основании". То есть, в полном соответствии с законодательством РФ медвежонок-девочка Сеня, оставшаяся сиротой, была отдана хозяину притравочной станции.
И все неплохо, пока не начинаешь разбираться, что такое эти притравочные станции? Людям, далеким от владения охотничьими собаками, это непросто понять. Оказывается, собак обучают охоте на живых зверях. Чтобы собака поняла, что от нее требуется, она должна не просто уметь выследить зверя - она должна обязательно его рвать, чтобы почувствовать вкус крови.
Для этого создаются притравочные станции. Туда привозят барсуков, лис, волков, медведей и других животных для обучения собак. Часто за отдельную плату можно заказать притравку с летальным исходом животного. Если нет, то животное подлечивают и вновь "пускают по кругу". Почему-то животных на таких станциях содержат и кормят крайне плохо, хотя тем, кого регулярно рвут собаки, и так непросто восстанавливаться. Как правило, звери на станциях не просто изранены, но еще и крайне истощены.
Если животное способно постоять за себя и покалечить нападающих собак (они же породистые и дорогие!) его обезвреживают: блокируют пасть, удаляют клыки, когти, стреноживают. Вот
здесь прекрасный подробный обзор проблемы - к сожалению, только по Украине. Кроме подробного рассказа о станциях - там есть список книг и публикаций по теме.
Вот рассказ о притравке от очевидца: "Слабый заяц или лисица погибают скоро, почти без борьбы ... Волка выпускают соструненного, т.е. с деревяшкой, вложенной между челюстями, чтобы он не мог кусаться. Но и в таком виде волк не скоро позволяет себя растерзать. Окровавленный, с перекушенным горлом и ободранными боками, он отчаянно мчится по кругу... Собаки впиваются ему в горло, треплют, терзают, рвут на куски, валят на землю и окончательно загрызают. Лужи крови на земле служат свидетельством торжества победителей".
Так а что же медвежья девочка Сеня? Ее привезли на такую станцию - спасли сироту - и начали притравливать собак. Все по закону, не придерешься.
olga-khmel написала в журнале, как центра защиты дикой природы "Велес" пытается медвежонка из этой "образовательной организации" вызволить:
"Несчастный медвежий ребенок сидит на цепи, и его рвут собаки. Одна лапа уже совсем плоха, и вообще судя по виду девочки, если ее быстро не забрать, она не жилец. С огромным трудом удалось договориться, что девочку отдадут за выкуп в 50 тыс руб (сначала директора Велеса посылали, потом назвали цену в 80 тыс, но затем снизили до 50 тыс). Как сумма соберется, добровольцы поедут машиной в Мирный (это Архангельская область) и медвежонка привезут. Пожалуйста, помогите. Ни один ребенок такой участи не заслуживает, ни кошачий, ни собачий, ни человечий, не медвежий."
Отсюда Вот такая она - ребенок как ребенок, размером со среднюю собаку. Нет слов, как приятно сказать, что нужную сумму собрали за сутки, и скоро активисты выехали за медвежьим ребенком в Мирный. Мы, затаив дыхание, следили за сообщениями, утром первым делом лезли в блок Ольги проверять, есть новости о Сене. И вот - новость, 27 ноября медвежьего ребенка увезли со станции! Фотография, конечно, ужасного качества, но зато как прекрасно Сеня висит на руках у волонтера и топорщит пятки! Ребенок как ребенок.
"Медвежонка Сеню забрали! Вот она (Сеня - это девочка-медвежонок) на руках у волонтера в Мирном. Ура-ура! Мордочка спокойная, чувствуется, что попала в добрые руки :)"
Отсюда Казалось бы, конец истории, ветеринары обсуждают, как лечить Сеню и когда можно положить ее в спячку. Но жизнь ее только начинается - теперь в ней совсем другие проблемы. Поэтому мы продолжали проверять новости каждое утро:
"Сеню довезли до ветеринаров. Они в ужасе - девочка истощена, весит в четыре раза меньше нормы, нездорова, и вообще непонятно, как ей удалось выжить. Но все будет хорошо, она сейчас в надежных руках.
Бедный медвежий ребенок "
Отсюда Вопрос о зимней спячке для Сени отпал сам собой. Оказывается, чтобы выдержать спячку, медвежонок ее возраста должен весить больше 25 кг. Это минимум. Сеня весит 10, и говорить о берлоге бессмысленно, Сеня в 4 раза меньше своих сверстников. Вот что говорят волонтеры:"Сейчас медвежонка разместили в доме, к нему приставлена "сиделка", он обследован ветеринарным врачом, и этот врач будет следить за ним каждый день."
Вот такая полная надежды настоящая рождественская история. Одно мне не дает покоя. Сколько на территории России таких притравочных станций, где (в полном соответствии с законом) собаки в образовательных целях рвут сидящих на цепи голодных звериных детей, как будто нет никакого другого способа натаскать собаку?