119. Дредноутская гонка

Sep 07, 2014 12:24

Оригинал взят у oldadmiral в 119. Дредноутская гонка


Несколько раз приходилось слышать, что одним из соображений, которое подтолкнуло руководство Германии к развязыванию Первой мировой войны было соотношение сил флотов, достигнутое к августу 1914 года. Действительно, беспрецедентные усилия, вложенные Германией в создание флота дредноутов причем начав с уровня, близкого к нулю (в 1871 году немецкого кораблестроения почитай что и не было) дали к началу войны выдающиеся результаты как по количеству единиц, так и по их качеству. Однако Англия приняла вызов, и будущее якобы уже не сулило Германии такого благоприятного соотношения сил. Предлагаю сегодня исследовать этот вопрос с точки зрения бесстрастных цифр.

Для единообразия все данные взяты из справочника по корабельному составу за 1906 - 21 гг. Conways. Для начала собственно диаграмма отображающая эту самую "дредноутскую гонку" в графическом виде. Здесь и далее учтены только корабли, заложенные до начала войны. Потери в рассчёт не принимались.

Корабли в таблице отсортированы в рамках каждой из стран по дате закладки. Жёлтым цветом отмечен стапельный период постройки, оранжевым - достройка на плаву.



Забавно будет обратить внимание почтеннейшей публики вот на какой момент. Англичане привыкли к безусловному доминированию своего флота. Что любили разными способами подчеркнуть. Порой весьма замысловатыми способами. Например, была у них такая привычка называть серии кораблей на одну букву алфавита. Типа для других стран ввод в строй это большое событие, а для нас будни. Другие пыжатся, подбирают для каждой единицы имя, чтобы подчеркнуть престиж страны или увековечить значимую персону. А у нас это рутина, подбираем имена по словарю. Причем серии следовали одна за другой в алфавитном порядке. За "A" будет "B", за ней "C", затем "D", "E", "F".., короче нас не догонят.

Но, конечно, даже в Англии это правило касалось более мелких единиц. Крейсеров, эсминцев. Для линкоров, естественно, система наименования была иной. И вот в разгар дредноутской гонки, когда Германии казалось бы удалось создать намёк на то, что английское господство может быть когда-либо поколеблено, англичане закладывают серию литерных сверхдредноутов - "Рэмиллис", "Резолюшн", "Ривендж", "Ройал Оук", "Ройал Соверен". Этот класс так и остался в истории, как "тип R". Посыл был такой, что замучается Германия строить корабли. Англия готова сколь угодно взвинчивать темп дредноутской гонки. И если понадобиться будет строить линкоры как эсминцы. То есть Англия Германию таким образом троллила. Думаю это один из первых примеров троллинга в межгосударственных отношениях :). Кстати говоря именно на этом месте Германия и надорвалась. Но это мы забегаем вперед.

Итак, давайте подведём первые итоги. Красная вертикальная черта, как и на последующих графиках, обозначает собой дату начала войны - 28 июля 1914 года. Как нетрудно убедиться, англичане к этому дню действительно имели в постройке значительно больше кораблей, чем немцы. А именно 16 единиц против 9 у немцев. Но у них и в строю было их значительно больше - 29 против 17. Приведем эти цифры к общему знаменателю - на каждый действующий дредноут германцев англичане имели 1,7 своих дредноутов, а на каждый германский дредноут в достройке 1,78. В общем разница исчезающе мала.

Даже более того. На диаграмме я неспроста выделил цветом английские дредноуты "Эрин", "Эйджинкорт" и "Канада". Эти корабли строились на английских верфях для иностранных заказчиков. "Эрин" еще был турецким "Решадие", "Эйджинкорт", заложенный как "Рио-де-Жанейро" для Бразилии был также перекуплен Турцией и достраивался как "Султан Осман I". Ну и "Канада" числился чилийским "Альмиранте Латорре". Причем два первых находились в завершающей фазе достройки. Если бы война началась позже, они вполне могли уплыть из под носа в прямом и переносном смысле.

В таком случае по числу строящихся кораблей положение Германии выглядит чуть ли не предпочтительнее. Правда чисто количественные показатели в данном случае говорят не всё. Люди, которые в теме, читали до этого момента со скептической улыбкой. Давайте разбираться дальше. Ниже идет график, отображающий рост водоизмещения флотов обеих держав.



Как мы видим, у англичан после начала войны действительно идет мощный всплеск. Давайте расшифруем что я имел в виду под утверждением, что количественные показатели говорят нам не обо всём. Дело в том, что в эти годы, годы "дредноутской гонки" прогресс в кораблестроении был стремительным. Всего через 5 лет после вступления в строй собственно "Дредноута", давшего имя новому классу кораблей, появляется первый "сверхдредноут" "Орион". Он был настолько сильнее своего прародителя (которому, напомню, было всего 5 лет от роду), что в значительной мере обесценил до того построенные корабли.

И хотя в военно-морской терминологии не появился термин "сверхсверхдредноут" можете не сомневаться - на смену "сверхдредноутам", каковых, не считая "белых слонов" (то есть реквизированных иностранных), англичане успели построить три серии - 4 типа "Орион", 4 типа "Кинг Джордж V" и 4 типа "Айрон Дюк", шли корабли, настолько же превосходившие "сверхдредноуты", насколько в свое время "сверхдредноуты" превосходили дредноуты обычные.

Мысль сторонников теории о необходимости для Германии начинать войну исходя из соотношения сил на море состоит в том, что вот по этим "сверхсверхдредноутам", от которых по большей части и должен был зависеть исход противостояния на море, Англия имела подавляющее преимущество. У нее в различных стадиях постройки находилось 10 таких кораблей, первый из которых - "Куин Элизабет" вступил в строй в январе 1915 года. Тогда как немцы строили только три таких корабля, первый из которых вошел в строй на полтора года позже "Куин Элизабет". Всего же вошли в строй два, а "Заксен" так и не достроили, почему и в статистику мою он не попал.

Именно обилием "сверхсверхдредноутов", находящихся в постройке, а они были кораблями, как вы понимаете крупными, их водоизмещение перевалило за 30 тысяч тонн, и вызывается всплеск роста тоннажа английского линкорного флота на предыдущем графике.

Однако Ютландский бой показал, что немецкие корабли, даже линейные крейсеры, хорошо держат удар любых английских орудий, в том числе и 15" монстров с последних генераций английских линкоров. Все эти "сверх-" и "сверхсверх-" линкоры это в значительной мере рекламный трюк, чтобы выбить деньги на новые кораблестроительные программы. Реально же боевой корабль является сложной системой, в которой значимую роль играют все её составляющие. Основанием для придумывания англичанами новых классов для своих линкоров являлась по сути лишь всё возраставшая мощь артиллерии. Достигавшаяся не без компромисса относительно других жизненно важных компонентов. Например брони. Интегральной же характеристикой, объективно отражающей мощь боевого корабля, остается водоизмещение.

Поэтому давайте отбросим эмоции и построим еще один график - соотношение водоизмещения немецкого и английского линейных флотов.



Как мы видим, никакого значимого проседания этой характеристики после начала войны не наблюдается. Она так и колеблется вокруг цифры 0,6. Не могу себе представить, чтобы соображения из области соотношения сил флотов могли оказать значимое влияние на политику Германии.

Впрочем, к точно такому же выводу можно было бы прийти и без построения графиков и диаграмм :). Если бы немцы действительно начали войну опасаясь окончательного разрыва в соотношении сил с английским флотом, им бы следовало искать морского сражения в дебюте войны. Что было сделать совершенно нетрудно. Однако их реальные действия оказались прямо противоположенными.
Previous post Next post
Up