Фриденсрайх Хундертвассер (1928-2000)
Он был самым невероятным приколистом от архитектуры. Многие сравнивают его с Гауди. Но если безумного испанца по его недолгой жизни тащило серьёзное бремя его гения, то Хундертвассер «шёл по жизни смеясь», говоря о том, что человек должен жить в уютной и безопасной норе. Желательно, чтобы крыша плавно переходила в стену, а сверху её прикрывала трава. В Новой Зеландии он осуществил этот волшебный проект к радости окрестных баранов.
Макет посёлка с травяными крышами
Вообще, страсть к переделкам Хундервассер начал с себя. Простое имя Фридрих Штовассер он переиначил в Фриденсрайх Хундертвассер, исходя их того, что Фридрих и Фриденсрайх - всё едино. И переводится «богатый миром». А первый слог фамилии Штовассер можно транскрибировать как славянское «сто». А по-немецки это «хундерт».
Фриденсрайх Хундертвассер
Второй принцип Хундертвассера состоял в том, что дом не должен быть скучным. Он сражался с «коробками» как мог. Он считал, что человек должен высунуться из окна своей тоскливой комнаты с кистью на длинной рукояти и раскрашивать фасад настолько, насколько может дотянуться ( после тотальной колеровки интерьера). Потом можно приступить к поклейке плитки (желательно битой и непременно пёстрой) и прочим украшательствам, которые взбредут в голову. Типа, весёлый и раскрепощённый, чуткий и развитый обитатель бетонной норы должен рисовать не орнаменты из трёх букв и парящие гениталии, а нечто прекрасное и удивительное. Спорное утверждение.
Третья «фишка» Хундертвассера - деревья. Они должны расти через дом и на доме, чтобы хоть как-то восполнить урон, наносимый хищным урбанизмом. По этому принципу зодчий воздвиг в Вене KunstHausWien - выставочный зал с нишами для деревьев.
Выставочный зал. Оригинальный пример фасадного декора.
Хундертвассер любил украшать дома золотыми или голубыми «луковками» (почему нет?). Главное - сбить параллельность и перпендикулярность стен и окон. Всё должно быть разным! Всё должно быть непохожим!
Когда у Хундертвассера спрашивали: «А почему вы носите носки разного цвета?» - он парировал: « А почему, собственно, Вы носите одинаковые?»
Жилой дом. Австрия
Неугомонный художник в 1959 году отказался от должности доцента в Высшей школе искусств в Гамбурге. Власти города не дали ему возможность завершить перформанс, суть которого состояла в следующем: Хундертвассер и два его напарник, Базон Брох и Харальд Шульт, в течении двух дней и двух ночей в помещении выставочного зала рисовали чёрно-красную спиральную линию. Эту линию Хундертвассер начал в день открытия перформанса, буквально, ползая под ногами зрителей. Последние толпились в помещении и покорно ждали представления и, в отличие от властей, готовы были терпеть чудачества художника. Линия рисовалась днём и ночью. После принудительного отключения света - при свечах.
Завершить спираль на потолке не получилось.
Хундертвассер отбыл в Новую Зеландию.
Общественный туалет в Кавакава. Новая Зеландия
Он много проектировал и строил в разных странах (США, Япония, Австрия, Швейцария, Новая Зеландия), писал абстрактные живописные полотна, исполненные глубокого философского смысла. Проектировал государственные флаги, марки, монеты.
В 1999 году начал проект «Зелёная цитадель Магдебурга». Последний был закончен после смерти художника в 2005 году.
Зелёная цитадель Магдебурга. Дом-гостиница-бутик, в котором ни одно окно не похоже на другое.
И это совсем немногое из того, что можно рассказать о Фриденсрайхе Хундертвассере…