Персоналии. Хундертвассер.

May 17, 2011 21:21



Фриденсрайх Хундертвассер (1928-2000)

Он был самым невероятным приколистом от архитектуры. Многие сравнивают его с Гауди. Но если безумного испанца по его недолгой жизни тащило серьёзное бремя его гения, то Хундертвассер «шёл по жизни смеясь», говоря о том, что человек должен жить в уютной и безопасной норе.  Желательно, чтобы крыша плавно переходила в стену, а сверху её прикрывала трава. В Новой Зеландии он осуществил этот волшебный проект к радости окрестных баранов.


Макет посёлка с травяными крышами

Вообще, страсть к переделкам Хундервассер начал с себя. Простое имя Фридрих Штовассер он переиначил в Фриденсрайх Хундертвассер, исходя их того, что Фридрих и Фриденсрайх - всё едино. И переводится «богатый миром». А первый слог фамилии Штовассер можно транскрибировать как славянское «сто». А по-немецки это «хундерт».


Фриденсрайх Хундертвассер

Второй принцип Хундертвассера состоял в том, что дом не должен быть скучным. Он сражался с «коробками» как мог. Он считал, что человек должен высунуться из окна своей тоскливой комнаты с кистью на длинной рукояти и раскрашивать фасад настолько, насколько может дотянуться ( после тотальной колеровки интерьера). Потом можно приступить к поклейке плитки (желательно битой и непременно пёстрой) и прочим украшательствам, которые взбредут в голову. Типа, весёлый и раскрепощённый, чуткий и развитый обитатель бетонной норы должен рисовать не орнаменты из трёх букв и парящие гениталии, а нечто прекрасное и удивительное. Спорное утверждение.

Третья «фишка» Хундертвассера - деревья. Они должны расти через дом и на доме, чтобы хоть как-то восполнить урон, наносимый хищным урбанизмом. По этому принципу зодчий воздвиг в Вене KunstHausWien - выставочный зал с нишами для деревьев.


Выставочный зал. Оригинальный пример фасадного декора.

Хундертвассер любил украшать дома золотыми или голубыми «луковками» (почему нет?). Главное - сбить параллельность и перпендикулярность стен и окон. Всё должно быть разным! Всё должно быть непохожим!

Когда у Хундертвассера спрашивали: «А почему вы носите носки разного цвета?» - он парировал: « А почему, собственно, Вы носите одинаковые?»



Жилой дом. Австрия

Неугомонный художник в 1959 году отказался от должности доцента в Высшей школе искусств в  Гамбурге. Власти города не дали ему возможность завершить перформанс, суть которого состояла в следующем: Хундертвассер и два его напарник, Базон  Брох и Харальд Шульт, в течении двух дней и двух ночей в помещении выставочного зала рисовали чёрно-красную спиральную линию. Эту линию Хундертвассер начал в день открытия перформанса, буквально, ползая под ногами зрителей. Последние толпились в помещении и покорно ждали представления и, в отличие от властей, готовы были терпеть чудачества художника. Линия рисовалась днём и ночью. После принудительного отключения света - при свечах.

Завершить спираль на потолке не получилось.

Хундертвассер отбыл в Новую Зеландию.


Общественный туалет в Кавакава. Новая Зеландия

Он много проектировал и строил в разных странах (США, Япония, Австрия, Швейцария, Новая Зеландия), писал абстрактные живописные полотна, исполненные глубокого философского смысла. Проектировал государственные флаги, марки, монеты.

В 1999 году начал проект «Зелёная цитадель Магдебурга». Последний был закончен после смерти художника в 2005 году.


Зелёная цитадель Магдебурга. Дом-гостиница-бутик, в котором ни одно окно не похоже на другое.

И это совсем немногое из того, что можно рассказать о Фриденсрайхе Хундертвассере…

Previous post Next post
Up