"Всё выше, и выше, и выше..."
Сталинский ампир - явление не уникальное, но показательное. По поводу формирования в голове вождя мощной концепции стиля есть несколько легенд. И первая относится к детским и юношеским комплексам юного Кобы, который поневоле сравнивал пышность фасадов богатых тифлисцев с предельным минимализмом своего жилья. И растил в душе, на благодатоной почве зависти страсть к роскоши.
Вторая легенда связана с тактическими соображениями. СССР - империя, богатая и сильная страна, которая должна выглядеть соответствующе. Конструктивизм Сталина не устраивал - он был дальновидным политиком и понимал, что эконом-стиль домов коммун и клубов не может впечатлять так сильно как помпезность и масштабность римских храмов, вилл и терм. В начале XIX века те же нетленные образцы вдохновили зодчих эпохи Наполеона на создание, собственно, вычурного стиля победителей.
В то же время, некоторые исследователи вполне справедливо полагают, что сталинский ампир - не что иное, как вариация ар-деко. Ар-деко в то время уверенно лидировал в Европе и Америке, сменив "утомлённый" ар-нуво (или модерн)
Так или иначе, начиная с 1933 по 1955 в СССР жил и эволюционировал весьма любопытный стиль. Он, как никакой другой оказал столь длительное действие на умы и воображение граждан, что до сих пор от него не в силах отказаться ни крупные застройщики, ни частные заказчики.
Гостиница "Украина". Классика. Ампир. Готика
Ещё в 90-е народ ломился покупать квартиры в сталинских высотках. И их можно понять. Помимо великолепия фасадов, поражает воображение и оформление лестничных площадок и лифтовых холлов: мромор, бронза, ценные породы дерева. Росписи, барельефы, мозаика в сочетании с давящей эстетикой социалистической символики.
Сталинский дом 50-х годов разлива тоже рассматривался как перспективный. Ещё бы - строили-то на века из добротного материала. И качество работ было на высоте. И потолки тоже.
А про фасадный декор и говорить нечего. Даже скупое оформление типового дома середины 50-х красноречиво вещало о работе архитектора. О выверенности пропорций, о прорисовке декора - одним словом, как бы о заботе о человеке. Хотя бы, визуально.
Гостиница "Украина", Фрагмент
Хотя, конечно, вся эта "лепота" не что иное, как соответствие госзаказу и, в каком-то смысле, потёмкинские деревни. Но деревни качественные - вот что главное.
Здание Министерства иностранных дел
Вполне "живая" архитектура
В те же 90-е, а потом и в 2000 стали появляться и новоделы в стиле сталинского ампира. Страсть к пышной лепнине, обильной позолоте, подчас, вопреки здравому смыслу стала осуществима и не порицалась общественным сознанием. Ясно одно - "подкладка" у этого явления не идеологическая. Посему нет почвы для возникновения нового стиля.
Есть просто плагиат в той или иной степени.
Триумф-Палас - небоскрёб в Москве (Чапаевский пер., дом 3). Застройщик - компания "Дон-Строй". Здание было сдано в эксплуатацию с задержкой в 2 года в 2006 году.
В 2003 году после установки шпиля высота здания стала равняться 264,5 м и вплоть до 2007 года (была построена Башня на набережной) Триумф-Палас был высочайшим зданием Европы (зафиксировано в книге Рекордов Гиннеса 20 декабря 2003 года). Здание состоит из 9-ти секций разной этажности. Облицовано мрамором, травертином и керамогранитом.
Конструктив: монолитно-ж/б каркас. Общая площадь - 168663 кв.м.
Под землёй - пять этажей для машин. С 5-го по 52-й этажи высотка жилая. Три последних этажа занимает бутик-отель "Триумф-Палас" - самая высокая гостиница в Москве и, соответственно, в Европе.
Торжество современных строительных технологий смешивается (но не взбалтывается) с какими-то варварскими гипертрофированными кронштейнами и балконами-гульбищами.
Триумф-Палас. Фрагмент.
Триумф-Палас. Подъезд.
Как сказано в фильме "Кин-дза-дза" - Людям нравится!
И это тоже правда.