Антиподы.
Эти два столичных объекта совсем непохожи. Но, с другой стороны, и тот и другой - род коммуны. Многие архитекторы любят обращаться к идее создания дома-государства как модели идеального общества. А уж когда оно не совсем идеально или совсем не идеально...
Судите сами.
Школа для детей-аутистов
Адрес: улица Кашенкин луг, 7
Архитекторы: Андрей Чернихов, Наталия Щербакова
Конструкторы: Михаил Кармин, Борис Теппер
Заказчик: Комитет по образованию г. Москвы
Финансирование: бюджет правительства Москвы
1996 - 2000
Архитектурные критики изрядно лингвистически резвятся, рассуждая на тему устарелости проекта. Дескать, лет так десять-пятнадцать назад - огого бы как прогремело такое смелое пространственное и колористическое решение. Про Европу с её деконструктивизмом-Тенгли-Гауди-Хундертвассером etc и говорить нечего.
А всё-таки цепляет. И не только меня. Приведу небольшую цитату
В.Касаткин, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков:
"Неправильно было бы говорить об этом здании в отрыве от его назначения. Но каково оно, это назначение? Понятно, что оно было построено специально для учреждения, которое будет оказывать психологическую и педагогическую помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом (далее - РДА), но как эта специфика учтена в архитектурном решении? Это особая функциональность, подбор материалов, экологические или эстетические требования?
Особенность ребёнка, страдающего РДА, заключается прежде всего в том, что он не вошёл подобно нам в мир людей, а сохраняет некоторое состояние равнодушия и индифферентности, оторванности от, скажем так, нашего общего мира...
... Ребёнок словно ушёл в себя, заперся в психологическом коконе, сквозь который к нему трудно пробиться.
В этом собственно и заключается суть любого терапевтического или педагогического подхода: заинтересовать ребёнка с РДА хоть чем-то во «внешнем» мире, вызвать его чувства...
Как кажется нам, специалистам, работающим в этом здании, архитектор...сумел создать не просто здание, но некоторую среду, способную оказывать терапевтическое воздействие на детей с РДА. Прежде всего, это воздействие заключается в том, что здание не может никого оставить равнодушным. При этом соблюдён очень важный баланс: не будоражить глаз и воображение, но не оставлять равнодушным...
Будоражить и шокировать - значит вызывать тревогу и заставлять ещё глубже уходить в себя, здесь же речь идёт скорее о возникающем желании пошире открыть глаза."
Окружение у этой школы крайне скучное и однообразное. Сама школа воспринимается как оазис; особенный мир - светлый и радостный.
Здание школы меньше всего похоже на школу. Оно и понятно - у маленьких "человечков дождя" базовые понятия складываются по одной понятной им логике. Но одно то, что процесс обучения начинается у них просто с созерцания фасадов - несомненно.
В интерьерах школы примечательно прежде всего то, что они смело "выводят" детей из небольших замкнутых пространств в двусветные атриумы сложной формы. Аутисты очень тревожно воспринимают большие пространства, однако здесь удалось создать настолько уютную и комфортную среду, что дети любят приходить в свою школу.
Клуб ветеранов внешней разведки (КВВР).
2008 г. Москва, Хорошевское ш., вл.38.
Архитекторы: Кузьмин А., Боков А., Ленок В.при участии:
Лукомский В., Адикаев В., Буш М., Гладких А.,
Козоброд Е., Фурсов В., Лютов Е.
Концепция дома для "штирлицев на пенсии" изумительна сама по себе. Чувствуется, что архитекторы изо всех сил пытались соединить в едином замысле чёрно-белую эстетику знаменитого фильма Лиозновой; мрачную обречённость кафельного пола и сугубую секретность дома-без-этажей. Неслучайно москвичи изумляются: "Неужели у нас столько ветераном развеки, что для них понадобилась такая домина?"
Ну, что сказать? Значит, столько...
Загадочный объект - без окон, без дверей. Могучая бетонная пластика. Отдыхающие там внешние разведчики должны, по-видимому, замкнуться и уйти в себя. Чтобы не выдать случайно чего-нибудь, пусть и устаревшего, но важного.