Как фрилансер может повлиять на величину собственного заработка

Nov 24, 2011 22:02


Чтобы успешно работать фрилансером, нужно иметь талант менеджера и уметь договариваться с заказчиками. Делать это могут единицы, выяснили на сайте Free-lance.ru

Недавно сайт Free-lance.ru провел опрос среди 3379 зарегистрированных фрилансеров (проживающих как в России, так и в странах СНГ) и выяснил, что 55,8% респондентов оценивают стоимость своей работы, руководствуясь опытом предыдущих заказов. 23% респондентов опроса пошли дальше и предлагают клиентам почасовую оплату своего труда. Остальные 18,5% скромно сравнивают заказ со стоимостью подобной работы у других фрилансеров, а 2,7% и вовсе называют цену, ткнув пальцев в небо. Больше половины опрошенных (71%) - люди не старше 30 лет, 47% всех фрилансеров находятся в возрасте от 18 до 26 лет.
Опрос также показал, что, если заявленная стоимость проекта не устраивает одну из сторон, исполнитель и заказчик готовы начать торговаться. «Всегда и везде» торгуются лишь 16,9% фрилансеров. Большинство - 54,7% - делают это иногда, а 28,4% респондентов - никогда.

Пермалансеры в очереди
В креативном агентстве Saatchi & Saatchi фрилансеров в основном привлекают, когда штатные дизайнеры уходят в отпуск или когда поступает крупный заказ от клиента, рассказывает Наталья Давыдова, директор агентства по административным вопросам и кадрам. По ее словам, трудностей с поиском нужных людей у агентства никогда не возникает: за несколько лет подбора дизайнеров, арт-директоров и копирайтеров образовалась собственная база фрилансеров. «Те кандидаты, которые не проходят собеседование, но их портфолио показалось нам интересным, получают тестовые задания - при успешном их выполнении мы предлагаем людям делать какие-то задания на фрилансе, т. е. эти кандидаты попадают в нашу внутреннюю базу, - рассказывает Давыдова. - Есть и те, кто ждет своей очереди на одобрение: руководство головного офиса иногда не сразу принимает решение о зачислении человека в штат, и, пока его кандидатура рассматривается, он также внештатно работает у нас на отдельных проектах. Таких сотрудников в компании называют пермалансерами». По словам Давыдовой, торговаться и снижать цену заказа приходится редко. «Мы ориентируемся на рынок, и фрилансеры, как правило, адекватны в своих аппетитах», - говорит она, добавляя, что гонорар люди получают только после окончания работы - предоплату в агентстве не практикуют.
Знать себе цену
Фрилансеры тоже отмечают, что торговаться с заказчиками им приходится редко. «В основном это происходит, когда работу заказывают люди, толком не знающие, сколько это может стоить, т. е. у которых потребность во фрилансере возникла впервые, - говорит переводчик Андрей Бородин. - Я могу скинуть цену, если будут умолять. Но если я говорю: «200 евро», а мне - «мы рассчитывали на 3000 руб.», я становлюсь непреклонен: «Или 200 евро, или ищите кого-то другого». А вообще с регулярными заказчиками, как правило, подписывается договор и там все расценки уже указаны,уточняет Бородин.
Татьяна Байдак восемь лет работает копирайтером на фрилансе. «Я не торгуюсь с заказчиками, - рассказывает она. - Опыт и реализованные проекты позволяют мне не демпинговать. И большая часть клиентов соглашается с моими расценками». Дефицита заказчиков у Байдак нет, поэтому она сама определяет, с кем ей работать. «1000 знаков уникального текста у меня стоят от 2000 руб., - говорит она. - Фриланс - отличная площадка, которая может стать переходным этапом между работой в штате и своим бизнесом». Важно правильно рассчитать рентабельность труда, четко понимать, какие ты несешь затраты, сколько стоит твой рабочий день или час, какова стоимость конкретного задания, рассуждает Байдак: «Я сразу предупреждаю клиента, что мои цены значительно выше средних. Но адекватных заказчиков, ориентированных на результат, цена не пугает».
Напугать клиента
Неудачные (в финансовом смысле) заказчики обычно бывают двух типов: те, кто сразу пытается сбить цену, ссылаясь на то, что у них очередь из желающих выполнить работу за копейки, и те, кто, даже заключив с исполнителем официальный договор, может не платить гонорар месяцами, постоянно требуя что-то переделать, согласовывая и утверждая даже самые мелкие и бессмысленные изменения, делится опытом Ксения Духова, которая работает копирайтером на «Первом канале» и имеет многолетний опыт фриланса как журналист - пишет тексты для сайтов, рекламных роликов, придумывает идеи рекламных кампаний.
По ее мнению, когда идешь на встречу, нужно запастись максимальной информацией о компании, проекте и рекламном бюджете заказчика. «Если клиенты на переговорах начинают агрессивно занижать цену, то всегда можно возразить, что никто из твоих коллег-конкурентов не будет так демпинговать, и добавить, что бюджета заказчика с лихвой хватит на оплату вашей работы, - поясняет она. - Хорошее портфолио, уверенность в своих возможностях и собранная информация о проекте и о людях, с которыми вам предстоит разговаривать, - все это дает возможность свободному художнику разговаривать с людьми бизнеса на равных».
Есть и второй, не менее эффективный, прием, улыбается Духова: «Собирайте в портфолио не только свои успешные работы, но и самые неудачные работы конкурентов. Это отлично помогает проиллюстрировать ответ на вопрос «а чем вы отличаетесь от N, который обещал сделать все бесплатно?». Наглядный материал усваивается лучше не только детьми, но и взрослыми, напоминает она.
Сами виноваты
«В проектах с низкими ценами виноваты сами исполнители, - рассуждает Байдак. - Помимо высокооплачиваемых специалистов, которые, работая удаленно, легко зарабатывают не меньше, чем зарабатывали бы в офисе, на рынке фриланса с энтузиазмом трудятся также студенты и молодые мамы. Они согласны на любые расценки, некоторые даже готовы работать бесплатно - для наполнения портфеля и за отзывы». Если у первой категории исполнителей клиенты - рекламные агентства и серьезные компании, то у второй - в основном начинающие предприниматели или перекупщики, говорит Байдак.
Любопытно, что опрос Free-lance.ru показал: 40,5% респондентов не считают, что уровень оплаты напрямую зависит от профессионализма. Но они в заблуждающемся меньшинстве.пишут «Ведомости»


Previous post Next post
Up