пятничные мысли о пробках...

Jun 11, 2010 17:41

Как-то на нашей "научной" встрече предлагалась несложная задача, которая сводилась к следующему, есть набор дорог из пункта А в пункт В, строится дополнительная скоростная магистраль в каком-то месте и в результате среднее время которое люди тратят на путь из А в В не уменьшается, а увеличивается. Задачка не слишком сложная, однако я приведу еще более простую, примеры которой можно увидеть каждый день на улицах города, а потом немного порассуждаю.

представим себе, что у нас есть есть дорожка с двумя полосами в одну сторону, вот как она выглядит:


довольно замысловато, но что поделаешь, посередине, скажем низина или река или еще что. Вечером по ней с работы в интервале с 18 до 20 часов возвращается 2000 человек. Для оптимальности пропускная способность дороги 1000 машин в час.
Теперь представим, что добрый дядя взял и построил мост, ну или просто "недостающую дорогу":


как видим, добрый-то он добрый, но небогатый - денег хватило только на одну полосу, но дарёному коню, как говорится... Итак теперь весь путь можно одолеть за пол часа. В такой ситуации, как мы понимаем, любой здравомыслящий автомобилист поедет "снизу", но! пропускная способность одной полосы вдвое меньше... небольшая неприятность. В данном случае пробка не может не образоваться. Если человек так или иначе по той или иной полосе доехал до развилки у него будет выбор - либо поехать напрямую за пол часа, либо в объезд за час и он, конечно, поедет прямо. Оценим теперь эту пробку и время которое мы в ней потеряем.
с работы люди выезжают по нашим условиям с 18-00 до 20-00. в среднем в 19-00.
если раньше в конечной точке у нас за час проезжало 1000 машин (пропускная способность двух полос), то теперь будет проезжать 500 (на самом деле много меньше, пробка замедляет куда сильнее чем в два раза). То есть если раньше все 2000 машин проезжали за два часа с 19-00 до 21-00, то теперь будут проезжать за 4 часа с 18-30 до 22-30, в среднем раньше человек приезжал домой в 20-00 и тратил на дорогу 1 час, теперь же  приезжает в 20-30 и тратит на дорогу 1,5 часа...  такой вот парадокс...

Теперь если мы поиграемся со временем, например, будем считать, что объезд это 10 минут, а по прямой 5 минут, добавим в середину нижней дорожки светофор, дабы еще уменьшить её пропускную способность (скажем вдвое), мы придём к куда более неприятной ситуации:



в этом случае время проезда без нижнего перешейка не изменилось и составляет в среднем всё тот же 1 час, а вот время проезда при построенной "быстрой" дорожке составляет почти 4 часа...  не говоря уже о пробке из тех кто у нас снизу хочет повернуть налево и так далее и так далее...
Зафиксируем что мы получили:
Мы имели дорогу из А в В, время в дороге 1 час, построили новую дорогу, сокращающую время на 5 мину, в результате среднее время возвращения с работы упало с 1 часа до 4 часов...

разбор полётов:
- Для начала осознаем в чём корень зла. Каждый из тех, кто решает ехать по правой полосе тратит на этот "въезд" буквально какие-то 15 секунд (исходя из пропускной способности 1000/4=250 машин в час), однако, этим самым он отбирает эти 15 секунд у каждого кто едет сзади, таким образом первый перестраивающийся присваивает себе 15*2000=30000 секунд "общественного времени" или около 8  часов. То есть произошёл обмен его получасового "объезда" на чужие 8 часов стояния в пробке. Для каждого следующего это время будет уменьшаться, но суть остаётся.
- Человек не способен реально оценить ситуации на дороге. Сомневаюсь, что сотая часть автомобилистов задумывается о подобных вещах.
- Данную проблему нельзя решить доведя полную информацию до каждого автовладельца - все мы каждый день видим, как стоящую пробку по обочине одна за одной объезжают машины, да и сами порой стараемся пролезть вперёд, по сути же мы просто меняем своё свободно время на чужое, поскольку пропускная способность узкого места не изменяется. Значит многие ценят своё время много выше чужого (тут проблема, возможно, в том, что это "чужое" время обезличено - одно дело у брата отобрать два часа, а другое у какой-то сотни незнакомых по минуте).
- Решением проблемы может быть либо искусственное выравнивание времени проезда по этим участкам, либо перекрытие нижней дороги. Но что будут говорить люди о градоначальнике, который перекроет эту дорогу для улучшения проезда? Будут ли довольные? Сомнительно. Зато несомненно, что мы увидим шквал недовольства, хотя бы от тех кто ездит по этой дороге в другое время, но, думаю, и остальные к ним быстро присоединяться под напором простых и действенных доводов. Это очень важный момент, здесь мы хорошо видим, насколько глупой оказывается порой наша оценка действия тех кто "выше". Если даже в такой простой задачке мы ошибаемся, то что уж говорить про задачи сложные, скажем макроэкономические или социальные. Надо иметь возможность сравнивать реальные показатели "до" и "после" (при этом лучше на большом периоде), если такой возможности нет, то и критиковать не стоит, у вас нет ни полной информации, ни методов решения тех же социальных задач. 
- Свободный, либеральный рынок вовсе не всегда так "эффективен" как нам про него говорят. В данном случае свободный рынок, когда каждый стремится к личной выгоде, приводит к потере 4х часов, а регулируемый гаишником - меньше 1го часа... И, на мой взгляд, чем сложнее будет "рынок" тем больше сможет дать грамотное регулирование. (в моей голове последнее время неустанна сидит идея о том, что фармацевтическим компаниям не выгодно, чтобы лекарство нас вылечивало, а выгодно чтобы лечило, лечило и еще раз лечило месяц за месяцем и год за годом... учитывая то, что у них всё стремится к монополиям и олигополиям это, возможно, не завтрашний день, а уже вчерашний, хотя мы о том и не подозреваем. так что покупайте-ка обычный анальгин и будьте довольны им).
- Люди очень слабо ценят чужое время. Это касается как автомобилистов, стремящихся выгадать себе минутку, так и властей. Скажем, в нашем городе Москве, очевидно, есть явные проблемы с  людьми ответственными за решение подобных проблем, поскольку я знаю несколько похожих мест, где пробки растягиваются на час, при том, что их могло бы вообще не быть. 
- Интересно, что в обычной людской очереди не принято обходить справа и слева, толкаться, влазить перед предыдущими и тд. Скорее всего это связано с привычками и культурными обычаями, так что вполне могло бы перекачивать и на дорогу, но, по-видимому, изначально человеку всё же не свойственно.
- Думается, подобные проблемы можно было бы решить за счёт увеличения уровня сознательности и высокой социализации общества, но боюсь это немного противоречит природе человека, так что вряд ли в ближайшее время будет достигнуто...
Previous post Next post
Up