![](http://pics.livejournal.com/f_l_i_p_a/pic/000bh8xt/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/f_l_i_p_a/pic/000bk6bz/s320x240)
После просмотра аргентинского "Дяди Вани" (компания Даниэля Веронезе) от Мадридского Драматического Центра я ожидала настоящего испанского "Платонова". И ошиблась...
Московский театр им. А.С. Пушкина представляет из себя довольно просторную сцену и средний по величине зал. Когда мне предложили второй ряд, я с радостью (эгоистично) согласилась, не подумав о моих спутницах и спутниках, которые по-испански не понимают. Следствием этой необдуманной оплошности стали затекшие шеи моих друзей. Что, впрочем, не помешало им получить истинное удовольствие от спектакля. По крайней мере, они мне так сказали.
Спектакль длинной в почти 2 с половиной часа без антракта был поставлен по пьесе Антона Павловича Чехова "Безотцовщина", которую писатель создал, будучи 19-ти лет отроду. Пьеса эта при его жизни вообще не ставилась, да и обнаружена она была лишь 20 лет спустя после его смерти. Это явно говорит нам, что пьеса не является одной из популярных чеховских произведений. Тем интересней было посмотреть на то, как пытаются раскрыть раннюю чеховскую философию маститые испанские актеры.
Признаюсь, я, как и многие другие, с этим текстом не знакома. Даже в разговоре с главным администратором театра им. Пушкина (человеком с театральным образованием), мы выяснили, что если и читают "Безотцовщину", то исключительно в театральных вузах на первых курсах. Однако с Чеховым я "знакома". И, пожалуй, самым главным удивлением моим стало то, что я увидела русского Платонова по-испански. Да-да. Каким-то поразительным методом испанцам удалось уловить самую чеховскую суть, нечто сложно передаваемое словами, но легко узнаваемое в нас самих.
В течение всего спектакля я не находила себе места, подскакивая на кресле, меняя местоположение. Мне хотелось убить Платонова (Pere Arquillué), присодинившись в этом желании к Осипу (Roberto San Martín). А все потому, что я устала видеть то, что так часто вижу в нашей реальности и что не перестает раздражать меня. Михаил Платонов - школьный учитель, глава семьи, отец и муж. Казалось бы, живи себе и радуйся! Люби жену (Carmen Machi - одна из любимых актрис Альмодовара), расти сына Коленьку, сам - развивайся в профессиональном плане. Ан-нет. Вечный внутренний поиск - вот удел нашего Платонова. Он совершенно не знает, чего хочет от этой несносной жизни, а потому пробует все: и Анну Войницкую (потрясающей красоты Mónica López) - женщину в возрасте, вдову генерала, которая на излёте своей красоты готова на все ради любви; и Сонечку (Elisabet Gelabert) - свою любовь молодости, которая, между прочим, 5 минут как замужем за лучшим другом Платонова, Колей (Gonzalo Cunill); и даже Машеньку (María Pastor) - юную, неопытную, все еще верящую в справедливость и честность людей. В общем, перепробовав всех этих женщин, красивых, ярких, самобытных и, самое главное, знающих, чего они хотят в этой жизни, он разбил жизнь каждой из них и окончательно уничтожил свою собственную.
Тяжело быть русским. Приходится много пить и много думать о смысле жизни. Это под силу далеко не каждому. За водкой и размышлениями на тему "зачем я существую", сама жизнь проходит, оставляя лишь больную печень и массу несчастных людей рядом. Внутренняя разрушительная сила Платонова настолько велика, что уничтожила не только его жизнь, но и множество других, совсем невиновных. Причем, жизни эти - близки Платонову. Или нет? И снова нужно подумать, близки или нет, нужно или нет, вперед или назад, убить или сохранить, осчастливить или уничтожить. И он вновь думает и думает, эгоистично, исключительно о себе любимом, о себе несчастном, о себе и только. А рядом с ним - рой прекрасных женщин, красивых, умных, образованных, наивных, но самое главное - искренне любящих и нуждающихся в любви. Эти женщины, в отличие от Платонова, знают, чего хотят в этой жизни. Они хотят его, Платонова, и делают все, чтобы добиться цели, однако русские мужчины так просто не сдаются.
По-испански нам рассказали о нас самих. Странно, правда? Но и полезно, похоже на терапию. Может, это поможет сделать правильные выводы. По крайней мере, можно надеяться на это. На то, что мы будем менее Платоновыми, и более счастливыми.
Другое (противоположное) мнение о спектакле. Еще мнение и репортаж. О "Платонове" в Коммерсанте. В МК
Вести