Сегодня в "Художественном" посмотрел фильм Владимира Мирзоева "Борис Годунов".
Нахожусь под впечатлением!
Причём под впечатлением не (только) от того, что бояре ездят на мерседесах и джипах, а летописец Пимен (последняя роль Михаила Казакова) пишет тексты на ноутбуке Apple, а от того, насколько актуален пушкинский текст, и как он, по прежнему точно описывает отношения власти и народа.
Да, я не сказал сразу: действие фильма режиссёр перенёс в современный антураж, но текст оставил пушкинский. И оказалось, что текст так же актуален, как и при самодержавии.
Разговор двух бояр:
И поделом ему! он правит нами,
Как царь Иван (не к ночи будь помянут).
Что пользы в том, что явных казней нет,
Что на колу кровавом, всенародно,
Мы не поем канонов Иисусу,
Что нас не жгут на площади, а царь
Своим жезлом не подгребает углей?
Уверены ль мы в бедной жизни нашей?
Нас каждый день опала ожидает,
Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,...
Где Сицкие князья, где Шестуновы,
Романовы, отечества надежда?
Заточены, замучены в изгнанье.
Дай срок: тебе такая ж будет участь.
Легко ль, скажи! мы дома, как Литвой,
Осаждены неверными рабами;
Всё языки, готовые продать,
Правительством подкупленные воры.
Зависим мы от первого холопа,
Которого захочем наказать.
После 24 сентября некоторые строчки стали очень актуальными:
Шуйский:
Чем кончится? Узнать не мудрено:
Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится;
А там - а там он будет нами править
По-прежнему."
А тем, кто возлагал свои надежды на Медведева понравится вот этот момент:
Мария Мнишек - Лжедмитрию:
Постой, царевич. Наконец
Я слышу речь не мальчика, но мужа.
С тобою, князь, она меня мирит.
Безумный твой порыв я забываю
И вижу вновь Димитрия. Но - слушай:
Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву -
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Или вот - замечательный монолог Борисо Годунова, жалующегося, что он дал народу стабильность и успокоение, что растут социальные расходы, а народ всё равно его не любит (про пожары тут - вооще - феерическое совпадение):
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. (...)
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
(...)
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали! ...
Кто ни умрет, я всех убийца тайный:
Я ускорил Феодора кончину,
Я отравил свою сестру царицу,
Монахиню смиренную... всё я! (...)
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всe тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Всем, кто любит "неконтролируемые ассоциации" очень рекомендую этот фильм.
На самое интересное и главное - не аллюзии и ассоциации.
Самое главное - другое. Когда я смотрел фильм, то я подумал, что во времена Ельцина этот фильм не был так злободневен и актуален, несмотря на то, что персонажи - тёзки.
А в путинской россии вдруг оказывается, что отношения власти и народа ни капли не изменились со времён Годунова, когда происходят описываемые события или со времён Николая I, царствование которого, по-видимому, актуализировало обращение Пушкина к этому сюжету.
Вот тут в посте Бориса Акунина есть два фрагмента фильма.