Дневник охранника БАМа
Любопытные мемуары вышли в 2014 г. в издательстве АСТ (Corpus) - дневники Ивана Чистякова, работавшего в охране БАМлага.
Большая часть дошедших до нас мемуаров, посвящённых ГУЛАГу написана заключёнными. Иван Чистяков был по другую сторону -он служил командиром взвода ВОХР на одном из участков БАМа (Байкало-Амурской магистрали).
Как известно, в 1932 году Совнарком принял постановление о строительстве БАМа. Строительство в эти годы осуществлялось десятками тысяч заключённых. В середине 1935 года, когда автор мемуаров (точнее - дневников) оказался на БАМе, количество заключённых там составляло около 170 тыс. человек, а к моменту расформирования лагеря в 1938 г. - свыше 200 тысяч. БАМлаг в 1935 охватывал большую территорию от Читы до Уссурийска. Сам Чистяков был военнослужащим РККА, переданный для службы в НКВД на БАМ. У него было два недостатка - не слишком удачное происхождение и высшее техническое образование. Поэтому он несколько выбивался из общей массы ВОХР. Вместо привычного пьянства он рисовал (дневник включает в себя и рисунки Чистякова), читал, вёл дневник, который сам считал важным свидетельством эпохи. Начальником БАМлага был, как известно, Нафталий Френкель - один из архитекторов системы ГУЛАГа. Каждый месяц Френкель получал эшелоны с новыми заключёнными и его лагерь рос как на дрожжах- отмечает автор предисловия к книге И.Щербаква.
Заключённые БАМлага строили железную дорогу в нечеловеческих условия- и при сильных морозах, в под проливными дождями и в условиях чудовищной антисанитарии (об этом Чистяков с сильным сочувствием к заключённым пишет в своём дневнике). Впрочем, помимо БАМа (а, точнее - того, что впоследствии станет БАМом после «перезапуска» проекта в 1974 г) заключённые БАМлага строили и вторые пути Транссибирской магистрали.
Описание быта заключённых и быта ВОХР показывают, что охраняемые не сильно отличались от охраняющих.
Работа, которую он делает начинает вызывать рефлексию по поводу не только «отдельных недостатков». Поскольку он был человеком образованным и даже бывшим преподавателем, то наблюдения за работой на БАМе вызывают у него более широкие размышления о природе советской власти. Сочетание хаоса с полным равнодушием к тем, кто трудится вызывают у него глухой подспудный протест. Он, конечно, никакой не антисоветчик, он обычный советский человек, но масштаб безжалостности советской системы к человеку заставляет его о многом задуматься и следы этих сомнений и даже протеста видны в дневнике.
Как пишет И.Щербакова в предисловии к книге «как человек неглупый и думающий, он не может не видеть, как отличается реальность БАМа от того, что пишут советские газеты, о чём постоянно твердит сталинская пропаганда». Он осознаёт как тонка грань между охранниками и заключёнными здесь на БАМе, а впрочем, не только на БАМе. Не случайно в фольклоре тех дет закрепилось два термина - малая зона и большая зона. Под малой понимался отдельный лагерь, под большой - весь Советский Союз.
Много внимания уделяется в дневнике и самому процессу стройки. Например, автор рассказывает о забавном соревновании бригады, которая укладывала один рельс и бригады, укладывающей параллельный рельс. Даже в таких тяжёлых условиях было место азарту - кто быстрее. «Фаланга разделилась на две части: левый рельс и правый. И соревнование захлестнуло обе стороны. Как только на левом рельсе коcтыльщик уходил на две-три шпалы вперёд, так на правом слышался топот, и наоборот»- пишет Чистяков в дневнике.
В 1937-38 гг. Чистяков и сам будет репрессирован , а погибнет, судя по обрывочным сведениям, которые установят историки, в 1941 году на фронте в Тульской области.
В мае 1938 г. БАМлаг был разделён на шесть самостоятельных концлагерей, поскольку масштаб стройки вырос многократно. Было создано специальное Управление железнодорожного строительства ГУЛАГа НКВД СССР на Дальнем Востоке под руководством Френкеля.
После начала Великой отечественной войны строительство БАМа было приостановлено, часть путей были разобраны, т.к. рельсы были нужны для строительства Волжской рокады. Перезапуск проекта случится уже в брежневские времена в 1974 году.