Я в последние месяцы, из-за отсутствия времени, почти ничего не писал ни про новые посмотренные фильмы, спектакли или прочитанные книги. Хотя было пару спектаклей, о которых хотелось написать. Я за последнее время услышал какое-то количество новых музыкантов, с творчеством которых не был знаком или был знаком слабо и об этом можно было написать. Но, вода утекла и писать с опозданием такие впечатления уже нет смысла.
Но вот об одном концерте я всё таки хочу написать.
Я писал уже ранее посты об отдельных песнях
Полины Баранковой, которую называют "восходящей звездой московского рок-андеграунда", но на этот раз я хотел написать не разбор конкретной песни, а поделиться общими впечатлениями от одного её недавнего концерта.
11.11.2022 г. мне удалось (посчастливилось) побывать одновременно на двух выступлениях одного и того же исполнителя и увидеть, как иногда по- разному могут звучать и восприниматься песни в зависимости от антуража, атмосферы помещения и даже от того, поёт ли (и играет) исполнитель стоя или сидя.
Первое выступление - это сет Полины Баранковой в «Столярке», а второй - её же сет в «Археологии» на Бауманской. (Вот по ссылке страничка ВКонтакте, посвящённая её творчеству:
Полина Баранкова и группа "Андрей Рублёв").
Мне гораздо сильнее понравился концерт в «Столярке», чем в «Археологии», но начну я - наоборот с нескольких слов про выступление в «Археологии». Это был не сольный концерт а небольшой сет в рамках сборного концерта разных музыкантов и коллективов.
Мне понравились оба выступления, но в разной степени. Между ними была принципиальная разница. Сет в «Археологии» был музыкально, пожалуй, даже более красив, там, помимо гитары и перкуссий звучала скрипка и это добавило новых дополнительных цветов в музыкальной палитре творчества Полины. И слушать это было огромным удовольствием. (вот, например, я записал на телефон и вот тут выложили
песню "Звёзды пахнут, как...", где есть аккомпанемент скрипки. Об этой песне я писал ранее
отдельный пост).
Но фундаментальное отличие этих двух выступлений было даже не мелодическим, а - жанровым.
Жанр, который был в «Археологии»- это такое застолье среди друзей в ирландском пабе. Вот это всё: кружки пива, деревянные ботинки, скрипка, все друг-друга давно знают и такая очень дружеская теплая, как сейчас принято говорить, ламповая атмосфера. (Здесь, кстати, Полина играла сидя). Это все конечно очень хорошо и приятно, но это все-таки атмосфера, такого дружеского застолья, а не концерта. Она все-таки не столько про искусство, сколько про атмосферность (простите за тавтологию). В такой тёплой атмосфере - петь хорошую песню или плохую - не так важно важно. Здесь важна вот эта аура и приятное послевкусие после концерта. И я это тоже, хоть я и интроверт, всё очень люблю. Но это само по себе, как мне кажется, не делает музыканта гением, а песню - высоким искусством. Такой концерт делает песню просто симпатичной.
А вот то, что было в «Столярке», это было принципиально другое. Здесь перед тобой, перед зрителем, на сцене стоит Художник, который высекает какую-то … я, хотя и атеист, но использую здесь это выражение … стоит художник, который высекает божественную искру. Художник принёс с собой огниво, точнее нет, он сам является огнивом и эту искру высекает из себя. (Здесь, заметим, Полина играла стоя.)
У Егора Летова в одном интервью (кажется, Ольге Аксютиной) есть такая мысль. Если вы слушаете песню, которая просто вас развлекает, и просто вам от песни комфортно - это ещё не искусство. А вот когда вы от песни испытываете какую-то эмоциональную боль, когда песня проходит сквозь вас, раздирая Вас, как колючая проволка, наматывая на себя, ваши кишки, - такую жёсткую метафору использовал Летов - вот тогда, это действительно настоящее искусство.
И действительно, когда мы слушам Высоцкого «Охоту на волков» или, тем паче «Охоту с вертолётов» или «Балладу о брошенном корабле», мы чувствуем и эту метафизическую боль и надрыв и отчаяние. И тут нет сомнений - перед нами не песня для развлечения, а настоящее большое искусство. Настоящий большой поэт.
Так вот здесь, на сцене было что-то подобное. Полина как бы что-то вытаскивала из себя, из своей души, с помощью колючей проволоки, и выбрасывала это вверх с помощью гитары и мощного голоса!
И даже лицо её в момент исполнения было напряжено, как в песне Высоцкого «Песня микрофона»:
Он поёт задыхаясь, с натугой,
Он устал, как солдат на плацу,
Я тянусь своей шеей упругой
К золотому от пота лицу.
(Да простит мне Полина это сравнение).
Эмоциональное напряжение, которое Полина демонстрировала особенно в последних песнях («Сестра», «Дети тёмных углов») было каким-то отражением экзистенциального напряжения её песен. (О песне "Сестра" я писал ранее - см.
по ссылкке).
Ницше когда-то написал «Я не человек - я динамит». В последних двух песнях концерта это было.
И вот мне кажется, на этом концерте мы, зрители, видели и чувствовали какую-то важную штуку, которую очень трудно сформулировать, и еще труднее объяснить - но было вот это ощущение, что это не просто музыкант пришел спеть вам песенку, а перед вами он вот что-то такое из души извлекает с помощью голоса и струн и то вылетает из горла летит над полем, как Валькирия и просто оглушает Вас, зрителя. (Нас - зрителей).
Отдельно отмечу, что концерт в Столярке получился каким-то очень цельным. Словно это не набор отдельных песен, а большое полотно, где каждая песня, переходя в следующую, что-то добавляла предыдущей песне, да и последующей тоже.
Песни чередовались и вслед за тихой, тонкой «33» шла ударная «Трудно быть богом» (вот
видео этой песни с другого концерта) и вот это чередование, оно приводило к любопытному эффекту. На фоне предшествующей мощной тонкая и лиричная звучала тоньше и лиричнее, и наоборот. Чередование какой-то ударной мощи, которая есть, например в «Трудно быть богом» и тонкого лиризма песни «33», в которой поэзия тонка и совершенна, как узоры на морозном стекле, демонстрируют нам, зрителям, что перед нами поэт и музыкант с широким поэтическим и музыкальным диапазоном, которому подвластны и трагические истории и тонкие метафоры и политические памфлеты и тонкая лирика.
Если на первых концертах Полины было в какой-то сепени ощущение, что перед тобой начинающий художник - поэт и музыкант, то теперь уже нет такого ощущения.
Теперь было ощущение, что перед тобой какой-то уже огромное явление - поэтическое и музыкальное (это не так сильно заметно в ранних песнях, спетых в начале концерта, но уже явственно видно в поздних, спетых во второй половине сета). Ещё раз повторю - огромное поэтическое и музыкальное явление. Да, оно может быть не до конца выточено из гранита и оно будет дальше еще отесываться, но уже понятно, что это не рядовое явление.
В исполнении Полиной своих песен появился (или проявился?) какой-то совершенно иной масштаб эмоциональной глубины. Появилось ощущение какой-то поэтической музыкальной зрелости и мощи. Поступь большого Художника, а не робкие шаги начинающего автора.
И звук был очень хороший, голос Полины летал и гремел над залом, как в стихотворении Лермонтова «Поэт»:
Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных
Особенно любопытно было наблюдать за поведением тех зрителей, кто пришёл не на концерт, а просто оказался в этом баре и собирался поужинать. Было видно, как зрители сначала кушают, потом они отодвигают тарелку, потом они отодвигают пиво. И отрывая глаза от тарелок смотрят на сцену - сначала с некоторым удивлением, а потом попадают под эту волну, это цунами, надвигающееся на них из динамиков. К третьей песне они уже не видят соседей, они уже не видят пиво и еду. Они уже погружены в транс и смотрят на сцену, где шаман с бубном проводит для них какую-то мистерию соединяясь по космическому каналу связи с чем-то высшим.
Причём, на этот раз сила была не столько в панковском драйве (как на недавнем концерте в «Триггер-Баре») а в какой-то невероятной внутренней глубине.Нам, зрителям, было видно, что перед нами не песни для развлечения, а какой-то адский труд, погружение куда-то в душу и вытаскивание оттуда из глубины. (Но - парадоксально, одновременно с этой эмоциональной тяжестью возникала какая-то невероятная лёгкость духа).
Фото 1. Голос, гитара- Полина Баранкова. Ударные, перкуссии- Григорий Маркин.
Фото 2
На этом концерте впечатление достигалось не за счет ударной мощи, не за счёт гитарного боя, не за счёт крика, а за счет какого-то еще одного измерения, которое появился в творчестве Полины Баранковой в последние месяцы - какого-то дополнительного трагизма, глубины и многомерности. (Это уже чувствовалось на «Квартирнике у Добрера», но теперь усилилось). Исполнение было завораживающе сильным и красивым.
В начале творческого пути у Полины уже был заметен рост от концерта к концерту, но изначально это был рост, если так можно выразиться, технический, исполнительский.
. А сейчас у неё этот рост стал каким-то экзистенциальным. С каждым концертом всё заметнее какая-то растущая сила и с каждым концертом, это все сильнее и мощнее. Как называется эта сила , я не знаю. Но, возможно, что это и есть ровно то, что мы называем талантом или гениальностью.