"Эксперт" опубликовал интересную, подробную статью В.Самойлова "
Запретить или закрепить" о дискуссии вокруг разрешения перевозок контейнеров в полувагонах с предысторией вопроса, позицией сторон и даже подробно раскрыл мотивы РЖД: "Раньше эта компания [ТрансКонтейнер]находилась под контролем ОАО РЖД, и решение об отмене МТУ [местные технические условия] воспринималась рынком как косвенная поддержка бизнеса крупнейшей "вагонной дочки" публичного перевозчика. В 2019 году ОАО РЖД успешно продало "Трансконтейнер" (...), а потому у монополии нет никакой мотивации искусственно поддерживать доходность владельцев фитинговых платформ, констатируют отраслевые эксперты".
В статье также отмечается: "Теперь контейнер будет закрепляться внутри полувагона с помощью специальных надувных пневмооболочек, рассказывал тогда заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило. Он также обратил внимание на то, что в других странах перевозки контейнеров в полувагонах не запрещены, импортные контейнеры нередко приходят в Россию в полувагонах и сейчас, причем РЖД принимает такие вагоны к перевозке на границе и везет до пункта назначения по территории РФ.
Новый импульс отраслевой дискуссии на эту тему придал президент РФ Владимир Путин, который в апреле этого года на встрече с главой РЖД Олегом Белозеровом отдельно поинтересовался ходом решения вопроса о допустимости перевозки контейнеров в "профицитных" полувагонах. После выхода августовской телеграммы в РЖД официально подтвердили, что, "учитывая спрос со стороны грузоотправителей на перевозки крупнотоннажных контейнеров в полувагонах", компания изучает такую возможность и уже в июле 2021 года организовала тестовые отправки с Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). "Также в ОАО "РЖД" обратились грузоотправители Приморского края, которым была предоставлена возможность поучаствовать в проработке технологии", - сообщили в РЖД, добавив, что "участие большего количества грузоотправителей из разных регионов России позволит быстрее выявить слабые и сильные стороны таких перевозок".
Кроме того, в статье отмечается важный аспект- несимметричность экспорта и импорта через Д-Вост. порты, которая является важным фактором, влияющим на это решение:
"Валерий Местулов из приморского порта рассматривает эту технологию лишь как временную и крайнюю меру для борьбы с хроническим "затовариванием" контейнерных терминалов на Дальнем Востоке. "Стояли бы у меня фитинговые платформы на терминале - я бы конечно грузил платформы!" - сетует директор ВМПП, добавляя, что сегодня все дальневосточные порты "забиты" невывезенными импортными контейнерами. "Импорта сюда приходит больше, чем экспорта, поэтому сформировался дисбаланс подхода фитинговых платформ. В результате платформы сюда не приходят, а порожние полувагоны формируются на Дальнем Востоке в очень большом количестве", - отмечает Валерий Местулов. По его мнению, временная отмена запрета погрузки контейнеров в полувагоны позволит "сбить этот пик", "разгрузить порты, позволить им войти в нормальный режим работы". "А сейчас у нас даже экспорт некуда принимать: при расчетной вместимости 3800 TEU, а мы на сегодняшнее утро имеем больше 6000 TEU. У нас даже операционного резерва нет, работаем по наличию места. А вот если бы импорт вывезли отсюда, мы бы могли и экспорт принимать", - сетует директор контейнерных терминалов ВМПП."