После того, как мы ознакомились с погрузкой по итогам 2020 г. в сравнении с предыдущим годом в помесячном режиме, есть смысл воспарить в облака и посмотреть на динамику погрузки важнейших грузов с высоты птичьего полёта или в долгосрочной перспективе. Поскольку колебания отдельно год к году может нам ничего не говорить о долгосрочных трендах, а именно они - самое интересное при оценки перспектив грузовой работы железных дорог. Ниже на рис.1 приведена динамика погрузки, грузооборота и грузооборота с учётом оплаченного порожнего пробега по сети РЖД.
Рис.1.
(Об особенностях этих показателей и о том, какие методологические проблемы существуют с данными по РСФСР за 1988-1990 гг. я упоминал ранее в
аналогичном посте по итогам 2019 г, а также писал
здесь а также в сноске на стр. 9 вот в этой
статье, не будем повторяться).
Из графика видно, что в 2020 г. общая погрузка всех грузов по сети РЖД на 7,1% превышала уровень 2000 года. По отдельным же грузам этот рост (в 2020 к 2000) был различным, а по некоторым грузам наблюдался и спад. Так, погрузка угля в 2020 к 2000 гг составила (+ 46%), погрузка удобрений (+78%), а зерна (+92%), но при этом погрузка строительных снизилась на (-22%), а к пиковому уровню 2005 г. - на (-36%). Таким образом общие "плюс 7%" складывались из довольно различных и разнонаправленных тенденций в разных отраслях промышленности.
Ниже приведена динамика погрузки важнейших грузов, образующих основу грузопотока РЖД за 21 год - с 2000 года по 2020 включительно (на перечисленные ниже семь групп груза призодится в сумме более 70% всей погрузки, более подробно долю каждого из важнейших грузов за 2019 и за 2020 гг. можно посмотреть
здесь).
Рис.2.
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8