По традиции, я публикую данные о сравнительной доходности для РЖД перевозок различных грузов.
Как я писал тут ранее (см.
ссылку 1,
ссылку 2), грузы, перевозимые по сети РЖД, вносят различный вклад как в грузовую работу, так и в финансовый результат перевозчика. Подобное положение иллюстрирует рис. 1, на котором видно, что вклад таких грузов, как уголь, строительные грузы, промсырьё, руда железная и марганцевая, цемент в доходы ОАО «РЖД» существенно ниже, чем их вклад в погрузку. В то время как для ряда других грузов (нефть и нефтепродукты, чёрные металлы, химикаты и сода) ситуация противоположная: вклад в доходы РЖД существенно выше, чем в грузовую работу.
Эта ситуация сохраняется и ныне, см.рис. 1, на котором приведены данные по итогам 1 квартала 2020 г.
Рис.1
На рис. 2 и 3 приводится доходная ставка (в двух вариантах - в расчёте на 1 тонну погруженного груза и на 10 тонно-км. объёма перевозок).
Рис.2.
Рис.3
Таким образом, если погрузка грузов в 1 квартале, как я
писал ранее, снизилась на 3,2 % (а в среднесуточном исчислении на 4,8 %), то показатель перевезено за тот же период снизился (далее все цифры не среднесуточном, а в абсолютном исчислении) на 2,4 %, доходы от грузовых перевозок, по данным ЦО-12 в первом квартале снизились на 1 %, а грузооборот на 4,6%. Так как грузооборот снизился сильнее, чем доходы, доходная ставка (в целом по всем грузам) выросла с 433,8 до 450,0 коп. /10 т-км.
Средняя дальность перевозки грузов тоже сократилась: если в 1 кв. 2019 г. она составляла 1904 км., то в 1 кв. 2020 г. 1862 км. (снижение на 2,2%).
Похожая ситуация с доходностью каменного каменного угля: грузооборот каменного угля снизился на 9,5%, но доходы от перевозки угля снизились на 6,9%, поэтому доходная ставка угля несколько подросла (с 203,2 до 209,0 коп./10 т-км).
_________________
* Автор выражает благодарность компании "INFO Line Аналитика" и лично М.Б. Бурмистрову за любезно предоставленные данные отчётов ЦО-31 и разрешение опубликовать их в блоге.