С 01.01.2018 г. тарификация для ЖДЯ будет производиться по Прейскуранту № 10-01, а не по отдельному собственному Прейскуранту, как это было ранее. На эту тему в сегодняшнем "Гудке" (от 17.01.2018 г.) опубликована статья "
Тарифы разморозили".
Под катом- полный текст статьи.
Тарифы разморозили
«Железным дорогам Якутии» сократили цену на перевозки
Гудок, 16.01.2018 г.
С 1 января 2018 года АО «АК «Железные дороги Якутии» начало работать по новым, более низким тарифам, рассчитанным по Прейскуранту ОАО «Российские железные дороги». Снижение тарифных ставок коснётся всех грузовых и пассажирских перевозок по железнодорожной линии Беркакит - Томмот. Для грузоотправителей данная мера приведёт к снижению дополнительной финансовой нагрузки до 75%.
В декабре прошлого года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ установить тарифы на перевозку грузов, осуществляемую АО «АК «Железные дороги Якутии», на уровне тарифного Прейскуранта РЖД. Приказ ФАС по новым тарифам был утверждён в Минюсте в рекордные сроки, и уже в январе 2018 года «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) перешли на работу по тарифам, выравненным с общероссийским уровнем.
Генеральный директор компании «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин назвал революционным делом для Якутии выравнивание тарифов с общероссийским уровнем. По его словам, снижение тарифных ставок коснётся всех грузовых и пассажирских перевозок по железнодорожной линии Беркакит - Томмот.
Напомним: после того как в 1995 году «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) были выведены в отдельное акционерное общество для завершения строительства дороги Беркакит - Томмот - Якутск, тарифы для них устанавливались Федеральной службой по тарифам (ФСТ) по специальной методике с учётом фактических затрат из-за суровых климатических условий. До сих пор расчёт тарифов ЖДЯ за перевозку грузов производится по Прейскуранту 10-01Я, утверждённому приказом ФСТ России № 263-т/1 от 23 октября 2007 года.
Использование такой схемы тарифного образования приводило к тому, что фактически при перевозке грузов с использованием инфраструктуры АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» и ОАО «Российские железные дороги» при передаче грузов от одного хозяйствующего субъекта другому с грузоотправителя взимались двойные железнодорожные тарифы.
За распространение действия единого железнодорожного тарифа на Якутию высказывался на заседании правительства РФ и глава «РЖД» Олег Белозёров: «Мы предлагаем ряд решений по снижению тарифов (это нагрузка на грузоотправителей): на 20% уменьшить экспортную надбавку, не индексировать тариф на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок в дальнем следовании и распространить действие единого железнодорожного тарифа для дорог Якутии».
В Минвостокразвития России также считали, что необходимо исключить из состава железнодорожных тарифов начально-конечные операции при сквозном следовании грузов и учитывать при расчётах тарифов общее расстояние прохождения грузов по железнодорожной инфраструктуре вне зависимости от принадлежности инфраструктуры АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» и ОАО «Российские железные дороги».
В РЖД «Гудку» пояснили, что, исходя из показателей себестоимости, затраты у ЖДЯ были действительно объективно выше, чем в среднем по сети РЖД, учитывая климатические условия и тупиковую ветку с маленькими объёмами перевозок. Соответственно, уровень тарифов, используемый на железных дорогах Якутии, обеспечивал финансовую сбалансированность их работ. «Если везётся груз с участием двух инфраструктур - РЖД и ЖДЯ, по каждой из которых выступает соответствующая организация, - то, наверное, правильно, что брался отдельный тариф на РЖД и отдельный тариф по ЖДЯ, - уточнили в Департаменте методологии тарифообразования РЖД. - Однако после принятия приказа ФАС всё расстояние железных дорог этих двух инфраструктур будет считаться как единое. И перевозки грузоотправителю будут обходиться дешевле».
В «Железных дорогах Якутии» отметили, что одним из способов решения такого тарифного дисбаланса и было использование среднесетевого тарифа на всё расстояние перевозки грузов из регионов России в Якутию. «Это согласованное предложение РЖД и ЖДЯ, его поддержала Федеральная антимонопольная служба. Принцип построения тарифного руководства у нас был одинаковым: чем меньше расстояние, тем больше стоит перевозка, - объяснил генеральный директор АО «АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин. - Грузы шли сначала по длинному участку РЖД, а затем по нашему короткому, и при пересечении границы республики тариф начислялся снова по этому же прейскуранту. Чтобы этого избежать, нужен был сквозной тариф, а также компенсация выпадающих доходов ЖДЯ, что неизбежно, иначе предприятие обанкротится». По его словам, выпадающие доходы компании могут составить от 70 до 90% (свыше 700 млн руб. в год).
После того как документ о выравнивании тарифов вступил в силу, установление всех тарифов, сборов и плат за услуги, связанные с перевозкой грузов, перевозкой порожнего железнодорожного подвижного состава, грузовых поездов и предоставлением услуг инфраструктуры АО «АК «Железные дороги Якутии», будет рассчитываться в соответствии с Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО «Российские железные дороги».
Как отметил глава ЖДЯ, сейчас группа специалистов работает со структурами РЖД по вопросам возмещения компенсации выпадающих затрат. «Это дело новое. Не первый раз ЖДЯ являются новаторами каких-то направлений, - сказал он. - Вот это снижение тарифов за счёт включения нашего участка в единую тарифную сетку РЖД - впервые в российской практике, поэтому есть определённые трудности по методологии».
«Для грузоотправителей данная мера приведёт к снижению дополнительной финансовой нагрузки в размере порядка 75%, в зависимости от номенклатуры перевезённого груза», - сообщила замначальника грузовой и коммерческой работы компании «Железные дороги Якутии» Евгения Харькова.