Судьба секретной стройки

Oct 29, 2017 22:44

     В "Гудке" иногда публикуют любопытные материалы исторического характера. Вот, например в номере от 26.10.2017 г. опубликована статья "Судьба секретной стройки".
     Фрагмент:
     "...Документы (хранятся в Сахалинском областном госархиве) содержатся в тяжелых картонных папках. В правом углу обложки оттиснут гриф «Совершенно секретно». Самая объемная папка - технический проект железной дороги № 506. Этот же номер носило и управление, занимавшееся реализацией проекта на Сахалине... Здесь же имеется карта-схема. На ней указаны места расположения лагерных пунктов.
(...) В роли заказчика выступало МПС, а основным исполнителем и дороги, и тоннеля было МВД. (...)
В сентябре 1950-го на Сахалин стали прибывать партиями заключенные - более 4 тыс. Лагерные пункты располагались в Известковом, Ныше, Датоне, Лебедином, Северной Хондасе. Вскоре число заключенных увеличилось до 9600 человек, в том числе - 2268 женщин. А лагерных пунктов насчитывалось уже полтора десятка.
Эта масса людей только за 1951 год выполнила работ на 85,5 млн руб. Из справки: «На одного заключенного приходилось 1,22 квадратного метра жилья, которое состояло из палаток, землянок и зимовий». Обмундированием люди обеспечивались только на 50 процентов. Тем не менее трудились заключенные практически без выходных".
     И дальше автор репортажа не без гордости в голосе сообщает: "Производительность была очень высокой".
"А 20 апреля [1953 года, т.е. через полтора месяца после смерти Сталина] специальным приказом Главного управления лагерей железнодорожного строительства в системе ГУЛАГа все работы на острове были остановлены. Причем так поспешно, что стройку даже не законсервировали. Лагеря заключенных практически опустели..."

История железных дорог, История, Гудок

Previous post Next post
Up