Сегодня - 7 мая исполняется 80 лет Евгению Григорьевичу Ясину!
Многие мои знакомые критично относятся к Ясину, поскольку считают его «недостаточно радикальным» или «недостаточно оппозиционным» или «слишком спокойным».
Я частенько задумываюсь над этой шкалой «умеренный-радикальный», применительно как к различным учёным, так и к общественным деятелям. И размышляя об этом, я как-то понял, что Е.Г. Ясин в России это примерный аналог того, чем (и кем) был во Франции Вольтер.
Ведь Вольтера с одной стороны обвиняли в излишней умеренности, но с другой стороны - вклад Вольтера в появление того, что мы теперь называем «Эпохой Просвещения» - огромен и, судя по всему, более значителен, чем вклад, например, такого радикального атеиста, как аббат Мелье или таких материалистов, как барон Поль Анри Гольбах или Д'Аламбер.
В итоге я тут набросал несколько мыслей, получилось микро-эссе «Ясин и Вольтер»
Ясин и Вольтер
О роли Евгения Григорьевича Ясина для экономической общественности и для либеральной части общества
написано многое и многими.
Но я бы хотел затронуть совсем другой аспект ясинского влияния и написать несколько слов о парадоксальной роли Ясина для совершенно другого круга людей и для совершенно иной задачи. Для широкого круга тех, кто не является сегодня ни либералом, ни оппозиционером. Для задачи по выращиванию либеральных идей в головах людей, которые далеки от политики, но не чужды интереса к обдумыванию того, что происходит вокруг. Парадоксально, но именно для них Ясин является самым лучшим проводником либеральных идей.
Когда-то известный публицист Дмитрий Иванович Писарев
заметил парадоксальную роль Вольтера в избавлении Европы от идей клерикализма и пропаганде и распространении идей Просвещения.
Радикализм зачастую пугает обычных, среднестатистических граждан. Если антиклерикальные, анти-абсолютистские идеи высказывают какие-то маргинальные философы, среднестатистический дворянин или вельможа или просто образованный горожанин с опаской относится к таким идеям.
Но на этот французский «средний класс» (как назвали бы его сегодня) «действовало чрезвычайно успокоительно и ободрительно то обстоятельство, что антиклерикальные идеи проповедуются не каким-нибудь чудаком, сорванцом или сумасбродом, а солидным и важным барином, господином Вольтером … ведущим дружбу с самыми знатными особами во всей Европе -
пишет Д.И. Писарев - Таким образом, Вольтеру удалось соблюдать постоянно ту золотую умеренность, которая с неотразимой силой привлекает к себе умы и сердца респектабельной буржуазии».
В этих условиях, когда какой-то очередной французский аристократ или государственный служащий или военный или профессор переходил из массы лояльного большинства в стан Энциклопедистов и Просветителей, то в ответ на претензии властей, он всегда мог сказать, что не делает чего-то предосудительного, ведь и господин Вольтер высказывается в том же духе, ведь и господин Вольтер читает эти же запрещённые книги и постепенно жёсткость запретов стала размываться.
Вольтер легализовал в умах сначала высшего слоя, а затем и во всём французском обществе право на несогласие, право на наличие противоположных точек зрения; более того - нормальность наличия противоположных точек зрения и уважения к ним.
То, за что недавно преследовали, стало нормальным именно потому, что исходило не от радикалов, а от вполне респектабельного Вольтера. И именно таким парадоксальным образом Вольтер подарил Европе право на свободу совести, свободу слова и свободу мысли.
Сегодня, когда в обществе сильны настроения в пользу того, что бы поделить всех на «своих» и «чужих», на лоялистов и «белоленточников» и преследовать всякое инакомыслие, Евгений Григорьевич Ясин именно тем, что с одной стороны общается с властями и является членом различных экспертных институций при Правительстве, а с другой стороны - приходит на митинг в защиту «узников 6 мая», посылает сигнал обществу: это нормально - сотрудничать по одним вопросам и быть несогласным по другим. Это нормально - быть гражданином своей страны, выходить на митинги и высказывать там свою гражданскую позицию. Это нормально - приглашать за один круглый стол людей с противоположными взглядами и создавать пространство коммуникации, в котором эти разные взгляды могут сосуществовать. Причём сосуществовать - и ВШЭ подаёт такой пример - в атмосфере доброжелательной и взаимоуважительной полемики.
Парадоксально, но, пожалуй, самый умеренный и спокойный из либералов, сделал более многих других в продвижении идей либерализма.
Спокойный голос академического исследователя, доброжелательность тона даже по отношению к оппонентам и добродушное «профессорское» чувство юмора - гораздо надёжнее способствует прорастанию идей либерализма в широких кругах российского общества.
Конечно, сегодня почва немного подморожена. Но я почему-то уверен, что всходы будут. Книги и статьи Е.Г. Ясина - медленно, но последовательно меняют наш климат. Постепенно, по градусу повышая температуру в наших холодных широтах.
***
На фото: книги Е.Г. Ясина, те, что имеются в наличии в моей скромной библиотеке