По следам выездной приходской конференции

Jun 01, 2014 23:53

Оригинал взят у pretre_philippe в По следам выездной приходской конференции
По-своему прекрасно, когда привычный приходской ритм немного изменяется, и, по крайней мере, часть прихожан выезжает на лоно природы и проводит там специальные тематические встречи -конференции. На Западе подобные мероприятия принято называть "реколлекциями". Один мой хороший знакомый священник, узнав о том, что я участвую в такой выездной встрече, сразу переименовал его в "реконкисту"!
Делаются разные сообщения, доклады, потом обсуждения, допустим, в малых группах. Устраиваются семинары, где есть свои ведущие. Минувшая конференция была посвящена дару пасхальной радости.
Позавчера в пятницу я делал доклад, вчера провел исповедь с молитвенным правилом ко св. причащению, сегодня служилась литургия на переносном престоле. Воистину, пасхальная радость была продлена и даже обновлена! К тому же именно на таких встречах живо чувствуешь, "как хорошо и приятно жить братьям вместе" (Пс. 132).
הִנֵּ֣ה מַה־ טּ֭וֹב וּמַה־ נָּעִ֑ים שֶׁ֖בֶת אַחִ֣ים גַּם־ יָֽחַד׃
Я делал доклад, который озаглавил:
Пасха круглый год: 48 воскресных дней в году. Для знающих уставщиков и литургистов - ничего особенного. Для многих прихожан, впрочем, это было кое в чем познавательно и освежающе (я на это, в общем-то, и рассчитывал). Поскольку многие потом заинтересовались текстом, помещаю его здесь.

За исключением собственно самого пасхального воскресенья, праздников Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы, в любом случае закреплённых за воскресным днём, а также в случае совпадения других господских праздников с воскресным днём - Рождества Христова, Богоявления, Преображения Господня и Воздвижения честного креста, когда тема воскресения полностью уступает содержанию празднуемого события, - круглый год, 48 остальных воскресений в году православная Церковь прославляет Воскресение Христово. Этому прославлению каждый раз посвящены две службы суточного богослужебного круга - вечерня и утреня. Вечерня по самому своему названию должна служиться накануне наступающего дня вечером, и относится она по своему содержанию к наступающему дню. В субботу вечером, таким образом, наступает богослужебный воскресный день. Начало дня с вечера накануне происходит из древней библейской традиции, запечатлённой в первых же строках Писания: «и был вечер, и было утро, день первый».

Утреня по своему названию, разумеется, указывает, что время её совершения - утро. Однако в русской приходской традиции довольно давно уже закрепилась практика служения утрени также накануне, в соединении с вечерней. К сожалению, хотя это и неправильно, переломить существующую практику очень непросто. А если бы даже воскресная утреня и служилась в наших храмах в воскресенье с утра, как это до сих пор практикуется в греческих поместных церквях (Константинопольской, Элладской, Кипрской, Александрийской, Иерусалимской), то начинать её надо было бы в любом случае очень рано, и для многих прихожан, учитывая выходной день, когда хочется побольше поспать, вставать и приезжать в храм к 7-8 утра, чтобы успеть к началу утрени, было бы просто выше их собственных сил, и физических, и психологических (большинство греков на практике воскресную утреню на самом деле пропускают). Поэтому и воскресная вечерня, и утреня объединяются вместе в русской традиции в одну службу, условно называемую «всенощное бдение». Условно опять-таки потому, что ничего от собственно бдения всю ночь под воскресный день в современной практике двух-трех часов служения в субботу вечером, конечно же, не осталось. Тем не менее, именно в субботу вечером по-прежнему сосредоточены основные песнопения, прославляющие воскресшего Христа, в том числе и те, которые звучат в великую пасхальную ночь или же все последующие дни Светлой седмицы! Сам дух любого праздника, его атмосфера раскрываются именно на вечерней службе накануне, а вовсе не на литургии, которая служится уже после всех основных служб суточного круга, а сама к этому кругу не принадлежит! Литургия - это венец всего, это завершение празднования, его, так сказать, исполнение (полнота) в причастии Святых Тайн, но сам праздник или же воскресный день она не раскрывает.

Кстати, чтения Священного Писания на литургии (апостольский или евангельский отрывок) об этом каждый раз свидетельствуют. Вы когда-нибудь слышали, чтобы на литургии в воскресный день читалось что-нибудь о Воскресении Христа? За исключением двух следующих воскресений после Пасхи (неделях о Фоме и Жен-Мироносиц) - ничего подобного! Но почему? А потому, что евангелие, посвященное воскресению Христа, всегда читается накануне, на воскресной утрени! Само время воскресения Иисуса, - это утром рано, в еще предрассветной тьме, как свидетельствуют все 4 евангелия. Всему своё время, и время воскресного торжества - раннее утро, что в нашем современном понимании ещё глубокая ночь или только что наступившие часы новых суток. А для литургий воскресных дней был с давних пор составлен свой набор евангельских чтений, собственно к воскресному дню отношения не имеющих. Тогда что же это за чтения на утрени в честь Христова Воскресения и сколько их?.. 11, по числу учеников, оставшихся с Иисусом, не считая Иуды Искариота. Каждую воскресную утреню читается какой-то один из этих 11 отрывков. Они так и называются - евангелие 1-е воскресное, 2-е воскресное и т.д., вплоть до 11-го, и они идут друг за другом, составляя так наз. столп воскресных евангельских чтений. 1-е воскресное евангелие - Мф. 28, 16-20. Оно читается также при совершении таинства Крещения, и, кроме того, входит в состав чтения литургии Великой Субботы, когда прочитывается вся 28-я глава Мф, которая кончается этими же самыми словами. 2-е воскресное евангельское чтение - Мк. 16, 1-8. Единственный раз, когда оно звучит еще и на литургии, это в Неделю Жен-мироносиц, поскольку тут говорится прежде всего о них, но начало этого чтения берется еще в предыдущем повествовании о погребении Христа (конец 15-й главы). По греческой традиции, это евангелие, между прочим, читается в пасхальную ночь сразу после совершения крестного хода, перед началом светлой пасхальной утрени, то есть открывает по сути ночное пасхальное торжество. 3-е воскресное чтение - Мк. 16, 9-20. В этом отрывке упоминается, в частности, о Вознесении Христа («И так Господь, после беседования с ними (с учениками), вознёсся на небо и воссел одесную Бога» - Мк. 16, 19), и потому он звучит также на Всенощной под праздник Вознесения Господня. Следующие воскресные чтения - 4-е, 5-е и 6-е - взяты из последней 24-й главы от Луки; из них 6-е чтение (Лк. 24, 36-53) звучит уже на литургии праздника Вознесения, поскольку там тоже о нём упоминается. Остальные чтения воскресной утрени, с 7-го по 11-е, взяты из евангелия от Иоанна (20 и 21 главы). В первый день Пасхи вечером на торжественной великой пасхальной вечерне читается отрывок Ин. 20, 19-25 - половина 9-го рядового воскресного чтения. В Неделю о Фоме на литургии - читается то же 9-е евангелие уже полностью, включая удостоверение сомневавшегося апостола Фомы (20, 19-31).

Кроме 11 евангельских чтений, приуроченных к воскресной утрени, существует в нашем богослужении система 8 гласов, или Октоиха. По-гречески «окто» - восемь, «ихос» - голос; отсюда слово «эхо». По своему происхождению Октоих восходит к преп. Иоанну Дамаскину. Его суть в том, что каждое воскресное бдение поются стихиры или тропари в честь воскресшего Спасителя на свой строго определённый мотив. Накануне одного воскресения это будет 1-й глас, накануне следующего 2-й и т.д. до 8-го, а потом круг замыкается и начинается всё заново. Свой мелодический мотив закреплён за определёнными богослужебными текстами в каждом гласе (надо, конечно, отметить, что изначально это гласы византийского распева, которые с нашими современными гласами московского или киевского распева не имеют ничего общего). Свои тексты на каждый глас, таким образом, исполняются раз в 8 недель, чередуясь друг за другом и составляя столп гласов Октоиха, по аналогии с 11 евангельскими чтениями. Книга, в которой собраны все воскресные песнопения 8 гласов, также называется Октоих; всем чтецам и певцам она хорошо известна. Число 8, конечно, не случайное, символическое, поскольку воскресенье - это первый день недели и одновременно восьмой, после седьмого субботнего дня; он принадлежит вечности (вспомним горизонтальную восьмерку как математический символ).
А теперь о конкретных песнопениях воскресных дней, которые мы слышим на пасхальном богослужении, или же о пасхальных песнопениях, звучащих в обычные воскресные дни, что то же самое .
Воскресные стихиры 1-го гласа субботы вечера («Господи, воззвах») звучат также на вечерне Великой субботы, перед тем, как будет читаться на литургии евангельская весть о воскресшем Спасителе.

- Вечерния наша молитвы прими Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко един еси явлей в мире Воскресение.
- Обыдите людие Сион и обымите его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых: яко Той есть Бог наш, избавлей нас от беззаконий наших.

Соответственно, на пасхальной утрени звучат воскресные стихиры утрени 1-го гласа, т. наз. «хвалитные стихиры»

- Поем Твою, Христе, спасительную страсть и славим Твое воскресение.
- Крест претерпевый и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко един всесилен.
На практике эти стихиры, впрочем, чаще всего опускаются, но в чинопоследование пасхальной службы они однозначно включены.
Во все последующие дни Светлой седмицы, соответственно, накануне понедельника будут исполняться рядовые воскресные песнопения 2-го гласа, накануне вторника - 3-го, среды - 4-го, четверга - 5-го, пятницы - 6-го, а накануне субботы - 8-го гласа (7-й глас остаётся незадействованным).

Пасхальный крестный ход начинается с пения стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Но это же песнопение - не что иное, как стихира 6-го гласа на вечерне воскресного всенощного бдения, то есть, она исполняется раз в 8 недель накануне рядового воскресного дня. Воскресный тропарь 2-го гласа - Егда снисшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе! - поётся, помимо воскресной утрени, на утрени Великой Субботы, называемой также чином погребения Спасителя, в предчувствии грядущего светлого Воскресения.
Еще одно известное песнопение из пасхальных часов: Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог: в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Это один из тропарей рядового воскресного канона утрени 4-го гласа, песнь 1-я. Другое песнопение из пасхальных часов - Яко Живоносец, яко рая краснейший воистинну, и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения - из того же воскресного канона утрени, только из 7-й песни. Наконец, известный гимн «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…» исполняется каждое воскресение после прочтения евангелия о Воскресении на утрени. Я привёл только самые известные примеры.

О читаемых канонах во время служения праздничной утрени - отдельная проблемная тема. Обычно в начале этого чтения совершается по установившейся традиции помазание молящихся прихожан, которые подходят и лобызают икону праздника или, в случае субботы вечера, напрестольное Евангелие, из которого только что был прочитан отрывок о Воскресении Христа. Естественно, это неизбежно создаёт дополнительный шум, во время которого не всегда можно расслышать то, что читается в каноне (тем более, на церковнославянском языке). Ну и сама структура Всенощного бдения, в отличие от литургии, более сложная, там гораздо больше изменяемых частей в зависимости от дня и праздника. И когда все тексты исполняются на церковно-славянском языке, на слух нелегко воспринимаемом, это создаёт дополнительные трудности и может отнимать стимул приходить в храм и молиться на всенощном бдении вечером. Каков же выход? Мне думается, если священноначалие пока не благословляет на открытый переход, полный или частичный, на богослужение на современном русском языке, по желанию общин, то самим прихожанам всё равно стоит приложить некоторые усилия для изучения и понимания богослужебных текстов, тем более, что сейчас есть интернет, где русские переводы, например, о. Амвросия Тимрота в открытом доступе для всех желающих. Это как раз касается всех служб воскресных дней восьми гласов, равно как и всех служб двунадесятых и великих праздников. Чтобы понимать богослужебные тексты, важно вчитываться и вслушиваться в них в любом случае.

Конечно, каждое рядовое воскресение в году не будет восприниматься так же на духовном подъёме, как это бывает в саму пасхальную ночь! Мы еще будем впереди обсуждать проблему, что делать, если Господь и Церковь регулярно призывает нас войти в радость Господа нашего, а этой радости у нас и нет… Поэтому-то каждую воскресную «малую Пасху», празднуемую почти 50 раз в году, многие не замечают не только по неведению, но и в силу привычки, когда живость восприятия периодически повторяющихся церковных молитв и песнопений неизбежно притупляется.
Угасание пасхальной радости после самых первых ликующих дней Светлой седмицы очень хорошо выразил о. Александр Ельчанинов в своих дневниковых записях:

«Мне всегда грустно от этого постепенного убывания духовной жизни после Пасхи. Сначала нарастание духовных сил по мере углубления в Великий пост. Все внутреннее делается много легче, чище и спокойнее на душе, больше любви, лучше молитва. Потом - всегда необыкновенные дни Страстной недели, потом пасхальная радость. Не знаю, как и благодарить Бога, что он допустил меня, как священника, максимально участвовать во всем этом. Но вот наступает суббота Светлой недели, закрываются врата алтаря, как будто запираются двери небесные, и все становится труднее, душа ослабевает, малодушествует, ленится, всякое духовное усилие становится трудным».

В этих наблюдениях о. Александра, разумеется, отражён неизбежный опыт многих из нас, а также ключ к пониманию источника этой пасхальной радости: это постоянный внутренний труд, работа души и духа. И в ответ на этот труд может быть ниспослан свыше дар радости. Только труд, подчас упорный, продолжительный, тяжёлый, даёт какие-то плоды, и только от них можно ощутить некоторую внутреннюю радость и благодарность. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Пс. 125, 5-6). А уж сами Жены-мироносицы и апостолы Христовы сколько скорбей испытали, страхов, душевных мучений, прежде чем удостоверились в Воскресении Учителя и Господа? Мы просто не сможем миновать те неизбежные этапы, через которые прошли они!

И сама церковная богослужебная практика дана всем нам изначально «на вырост». Если Христос не воскрес, то тщетна, суетна и напрасна наша вера, как убеждал апостол Павел. Поэтому-то, согласно известному принципу «закон веры есть закон молитвы», воскресению Христа посвящено больше всего песнопений, чем каким-то другим событиям евангельской истории (только песнопения в честь Богоматери могут конкурировать по численности с воскресными песнопениями, но это уже отдельный вопрос, который здесь разбирать не место). Надо добавить, что абсолютно на каждой литургии, не только в воскресенье, но и в любой другой день, после причащения священнослужителей в алтаре в священническом Служебнике указываются после краткой благодарственной молитвы следующие пасхальные песнопения:
- «Воскресение Христово видевше…»
- «Светися, светися, Новый Иерусалиме…»
- «О Пасха велия и священнейшая, Христе, о мудросте и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее (полнее, совершеннее) Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего».

богослужение, православие

Previous post Next post
Up