Шестая Чайковского п/у Малько

Jan 12, 2013 03:59

Эта запись уже интересна тем, что она существует. Правда вторая и третья часть слегка "порезаны". Но никакой сути это не меняет. Даже если бы сохранилась половина этой записи, концепция абсолютно была бы сохранена. Малько - ученик Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Черепнина, Феликса Мотля. У него учились: Гинзбург, Рабинович, Хайкин, Мелик-Пашаев, Мравинский, Мусин. Это о многом говорит. Запись гениальная! Помимо этой записи у меня недавно появились: Орманди, 2 варианта с Э.Клайбером, Менгельберг 41 г., Карл Пини. Не слишком ли много "Шестых"? Геннадий Николаевич Рождественский как-то ответил, когда его за рубежом пригласили  три раза продирижировать этой симфонией в короткие промежутки времени между исполнениями: "Я что, самоубийца?!". И отказался проводить симфонию более одного раза.
Думаю, что на нынешний год мне вполне хватит этих исполнений. Я же не самоубийца.
Кстати говоря, о самоубийстве... Мы никогда до конца не узнаем от чего на самом деле умер Чайковский. Но перед своей внезапной смертью написать "Патетическую"! Не знаю, может это была игра в "русскую рулетку"?! Если это была действительно холера, то стакан некипячёной холодной воды в ресторане Лейнера был выпит залпом вполне осознанно. Вспоминается последняя записка Марины Цветаевой, написанная в Елабуге, которая адресована сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь, - что я любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик". Вот "это уже не я" отчётливо выделяет Малько в последних тактах скерцо. Гаммы у разных групп инструментов то сходятся, то расходятся в разные стороны. Конфликт с самим собой. Абсолютное торжество тёмных сил! А в финале как будто отчаянная попытка взобраться ввысь: "Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои". (Псалтирь, 42:2 - 42:3.) Но уже поздно. Времени больше не существует.

Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот;
Допрос и суд свершает у порога
И взмахами хвоста на муку шлет.

Едва душа, отпавшая от бога,
Пред ним предстанет с повестью своей,
Он, согрешенья различая строго,

Обитель Ада назначает ей,
Хвост обвивая столько раз вкруг тела,
На сколько ей спуститься ступеней.
("Божественная комедия" Данте. Ад. Песнь пятая.)

После хорала 3-х тромбонов и тубы струнные имитируют спуск по лестнице в небытие...

Цветаева, Мотль, Черепнин, Орманди, Римский-Корсаков, Пини, Данте, Лядов, Мусин, Глазунов, Менгельберг, Хайкин, Рождественский, Чайковский, Псалтырь, Э.Клайбер, Мравинский, Малько, Рабинович, Гинзбург, Мелик-Пашаев

Previous post Next post
Up