Jan 20, 2012 22:15
Слушал:
Моцарт - Симфония ми-бемоль мажор, K.543 (Э.Лайнсдорф, Королевский ФО, 1955)
Бетховен - Симфония №3 (О.Клемперер, Нью-Йоркский ФО, 1959)
Построенная на трезвучии тема, с которой начинается первая часть Героической, могла быть написана кем угодно, но кто еще был бы способен создать столь мощное эпохальное творение? Учащийся лучше сумеет разглядеть нити преемственности, сравнив Героическую с симфонией Моцарта ми-бемоль мажор (К. 543). Несмотря на отсутствие мелодического и тематического сходства, последняя могла послужить образцом для Бетховена. Некоторые основополагающие характеристики слишком одинаковы, чтобы это было результатом случайного совпадения. И тут, и там главная тональность - ми-бемоль мажор. Сонатное аллегро в обоих случаях написано в размере 3/4, а медленная часть - на 4/8 (или 2/4); третья часть - здесь менуэт, там - скерцо, но в трио духовые используются с одинаково непринужденной веселостью; наконец - и это никого уже не удивит, в финале обеих симфоний мы видим 2/4. (Э.Лайнсдорф, "В защиту композитора", М.,"Музыка", 1988)
Мне кажется, что Героическая - это одно из лучших творений Бетховена. Может быть даже самое лучшее. Для меня, по крайней мере. Симфония Моцарта явно проигрывает ей, несмотря на абсолютное совершенство.
Моцарт,
Бетховен