Моцарт и Бетховен

Jan 20, 2012 22:15

Слушал:
Моцарт - Симфония ми-бемоль мажор, K.543 (Э.Лайнсдорф, Королевский ФО, 1955)
Бетховен - Симфония №3 (О.Клемперер, Нью-Йоркский ФО, 1959)

Построенная на трезву­чии тема, с которой начинается первая часть Героической, могла быть написана кем угодно, но кто еще был бы способен создать столь мощное эпохальное творение? Учащийся лучше сумеет разглядеть нити преемственности, сравнив Героическую с сим­фонией Моцарта ми-бемоль мажор (К. 543). Несмотря на от­сутствие мелодического и тематического сходства, последняя могла послужить образцом для Бетховена. Некоторые основопо­лагающие характеристики слишком одинаковы, чтобы это было результатом случайного совпадения. И тут, и там главная то­нальность - ми-бемоль мажор. Сонатное аллегро в обоих случа­ях написано в размере 3/4, а медленная часть - на 4/8 (или 2/4); третья часть - здесь менуэт, там - скерцо, но в трио духовые используются с одинаково непринужденной веселостью; нако­нец - и это никого уже не удивит, в финале обеих симфоний мы видим 2/4. (Э.Лайнсдорф, "В защиту композитора", М.,"Музыка", 1988)

Мне кажется, что Героическая - это одно из лучших творений Бетховена. Может быть даже самое лучшее. Для меня, по крайней мере. Симфония Моцарта явно проигрывает ей, несмотря на абсолютное совершенство.

Моцарт, Бетховен

Previous post Next post
Up