Речь о площадях Карлсплатц в Мюнхене и Пушкинской в Москве. В них много схожего: они не главные, но в самом центре на основном направлении, их ежедневно посещают десятки тысяч людей, это важнейшие транспортные узлы. Решил сравнить их сам и показать вам, потому что очень часто бываю на Пушкинской, и в печёнке уже сидит этот мрачный переход, вечная грязь, обилие бомжей и курильщиков.
Я побывал в Мюнхене пару лет назад, выглядел он как-то так. На фото сверху та самая площадь им. Карла. В моём случае всё было более зимним, так как дело было к Рождеству. Название Карлсплатц местные жители не любят, потому что не любили Карла Теодора, который хотел разбазарить Баварию. Поэтому большинство аборигенов употребляют слово Стахуз, происходящее от названия соседнего кабачка. Очень по-баварски, я считаю.
Совсем давно там были городские укрепления, от них даже осталась небольшая часть, а именно ворота. На фото уже 1959 год, невооружённым глазом видно, какая жесть творится: адский клубок дорог, путей и людей. Так что когда в 1964 году Мюнхен выиграл право проводить Олимпийские игры, подготовку задумали и провели очень масштабную.
В рамках оной проложили новую подземную магистраль ШтадсШнельБан, а если короче, быструю городскую железку. Проходила она в том числе и под Карлсплатц, так что там спланировали колоссальное сооружение, наполненное торговлей, парковками и метро. Строили это чудо пять лет, с 1966 по 1970, в результате получили много удобств, разместившихся на 23 тысячах квадратных метров.
С тех пор много воды утекло, настал 2011 год, приехал Гриша и обалдел от увиденного. С неба льётся божий дар в виде мерзкого дождя со снегом, а передо мной находится ничем не закрытый эскалатор, являющийся входом в этот комплекс Стахуз.
Эскалатор к тому же умеет катать людей в трёх режимах: вверх, вниз, а так же куда надо, смотря кто раньше подойдёт. Такая банальная вещь показалась чудом.
Но самое впечатляющее ждало внизу. Чистый пол, море света, океан магазинов. И всё это в подземном переходе, под которым спряталась куча машин и поездов.
Ясная, чистая навигация.
Ещё больше навигации, а так же один из выходов, тактильная плитка и белые полы. На 7 тысячах торговых метрах располагаются несколько кафе, магазины с барахлом и даже один продуктовый. В общем, ярый восторг.
А теперь посмотрим, что у нас.
Совсем-совсем много лет назад это была площадь Тверских ворот. В 18 веке построили Страстной монастырь и стали называть в честь него. В 1937 переименовали в "Пушкинскую", вроде как в честь 100-летия со смерти поэта, а не из-за сноса монастыря.
Фото 1966 года, красота, никаких тебе убогих подземных переходов.
В 1975 году вылупилась Пушкинская станция метро, следом за ней Тверская (1979) и Чеховская (1987). На фото выходы из общего вестибюля Пушкинской и Тверской. Тогда вот мы лишились возможности спокойно перейти дорогу. Разница с комплексом под Карлсплатц - 5 лет.
Отстойность этой площади сейчас трудно описать. Она завалена машинами, опутана проводами, загажена мусором и рекламой. А любимым местом для сборищ побухать, покурить и полежать стали длиннющие переходы под площадью.
В переходах чистота.
На этом фото никто не курит, не пьёт и не сорит.
Процветает торговля. От успехов даже запятую забыли.
Бизнес не дремлет!
Чтож, как вы видите, бывает по-другому. Я показал это на примере небольшого немецкого города. Теперь московский переход не кажется таким удобным?