«Дело врачей», или Пурим 1953 года

May 18, 2011 17:49



«Дело врачей», или Пурим 1953 года

В 1953 году Сталин планировал «окончательное решение еврейского вопроса». Так называемое «дело врачей-вредителей» должно было подготовить «общественное мнение» страны к выселению евреев из всех республик СССР в Якутию, в район Верхоянска (где морозы доходят до 68 градусов) и в другие районы Сибири и Дальнего Востока. Поблизости от Хабаровска уже стали строить бараки для приема ссыльных. Значительную часть еврейского населения СССР планировалось уничтожить в пути - руками толпы, которая жаждала найти выход своему «справедливому гневу» против ненавистных «жидов-отравителей». Все партийные и советские учреждения, руководство всех железных дорог ждали только приказа свыше, чтобы осуществить задуманное. 6 марта должен был состояться суд над «врачами-убийцами», которых заставили признаться в несовершенных преступлениях. Все, казалось, было готово к тому, чтобы заработали страшные жернова, которые должны были перемолоть еврейский народ в прах…

21 тевета 5713 года по еврейскому календарю, или 8 января 1953 года, Нью-Йорк, Бруклин. Около трех лет тому назад скончался предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон. Его зять и преемник рабби Менахем-Мендель שליט"א возглавивший Любавичское движение в 1950-м году, продолжает дело своего тестя и учителя. Одна из традиций, которую он продолжает поддерживать, - периодическая публикация трактатов учения философии хасидизма предыдущего Ребе, которые тот издавал в последние годы жизни. Эти трактаты обычно были приурочены к праздничной дате или какому-либо особому дню. 8 января неожиданно для всех Ребе издает «внеурочный» трактат. Никто не знает причины этого события. Знают только одно - так распорядился Ребе.

«Тора была дарована еврейскому народу лишь в заслугу его абсолютного подчинения воле Всевышнего и готовности к самопожертвованию, - говорится в этом трактате. - Порою наступают времена, когда кажется невозможным следовать законам Торы и выполнять ее заповеди из-за того, что Богобоязненных и изучающих Тору пытаются унизить и высмеять. При чем это делают те, кто гораздо ниже их… Но, как сказали наши Мудрецы ‘в дни Мошиаха наглость (высмеивающих) не будет знать границ…’, и еще сказали они, что ‘ноша под силу верблюду’. Если нам суждено испытать всю горечь изгнания, значит, есть силы, чтобы выдержать это испытание, ибо от Всевышнего нет зла…»

Трактат вышел из печати, люди читали и не могли понять, что побудило Ребе издать его. Разгадка пришла позже, через несколько недель.

Это произошло 1-го марта, на собрании, посвященном празднику Пурим. События складывались следующим образом.

В начале собрания Ребе дал объяснение на стих «И воспитывал он Адассу, она же Эстер»… Его лицо, его глубокая сосредоточенность говорили о необычности сегодняшнего вечера. Люди почувствовали - что-то происходит или что-то должно произойти. Закончив объяснение, Ребе снова заговорил, время от времени прерывая свою речь хасидскими напевами. Часы показывали далеко за полночь, но люди не расходились, собрание продолжалось, в нем чувствовалась необыкновенная сила и мощь.

Один из старых хасидов - реб Шмуэль Левитин - приблизился к Ребе и попросил благословить всех евреев, находящихся сейчас в сталинской России. Ребе откликнулся на просьбу, и все поняли - сейчас Ребе снова будет выступать перех хасидами. Такое происходило впервые - Ребе никогда не выступал дважды в течение одного вечера. Люди встали, приготовились слушать. Ребе начал с истории:

«В 1917 году, после падения царского режима, в России были назначены всеобщие выборы. Четвертый Любавичский Ребе, рабби Шолом-Довбер, отдал распоряжение всем своим хасидам использовать в этих выборах свое право голоса. Указание Ребе быстро распространилось по всей хасидской общине. Один из хасидов, человек набoжный и ученый, большую часть своего времени проводивший в изучении Торы, был совершенно далек от политики - как внутренней, так и внешней. Несмотря на это, он, будучи хасидом Ребе и следуя каждому его слову, окунулся в микву, подпоясался гартлом и отправился на голосование.

Он абсолютно не был знаком с процедурой выборов и даже не имел представления за кого нужно голосовать. К счастью, он повстречал там других хасидов, и они посвятили его в подробности избирательного процесса. Сосредоточившись, с чувством трепета, - как при исполнении каждого поручения Ребе, - он потуже затянул гартл и торжественно опустил в урну избирательный бюллетень.

В ту же секунду он услышал шум. Восторженная толпа голосующих приветствовала своего кандидата. В один голос они скандировали: «УРА! УРА!» Хасид решил, что эти крики - часть избирательной процедуры и, опасаясь оскорбить чувства других, а также, чтобы не привлекать внимания, он принялся кричать вместе со всеми.

Русское «ура» очень схоже с еврейским «у ра», что буквально означает «он - зло». Так получилось, что, пока все остальные кричали «Ура!», хасид кричал «У ра!» - «Он - зло!..» Ребе умолк и подал знак рукой. Собравшиеся в синагоге люди стали в один голос скандировать: «У РА! У РА!..»

После этого Ребе начал объяснять стих «Потому и назвали этот день Пурим».

По завершении собрания хасиды долго обсуждали неожиданное выступление Ребе и рассказанную им историю. Каждый чувствовал, что все происшедшее каким-то образом связано с нынешними событиями в находящейся по ту сторону «железного занавеса» далекой России.

В тот же вечер, в 20 часов 23 минуты по московскому времени со Сталиным случился удар. Его больше не смогли поставить на ноги. Он умер через четыре дня - 5 марта 1953 года…

В этот день Ребе опять выступил с речью! Но на этот раз все присутствующие поняли, какая тут связь. Ребе говорил об уникальности еврейского народа и о возможности праведников совершать чудеса с помощью знаний, почерпнутых из Торы.

http://rusbeseda.ru/index.php/topic,11087.0.html
Previous post Next post
Up