Которого мне выпало счастье знать лично. Девиз этого блога "Кто знает жизнь, тот не спешит" - любимая поговорка Николая - самого быстрого гонщика страны. И, как ни странно, в этой фразе, звучавшей из его уст, как каламбур, иронии содержалось меньше, чем реального стиля его жизни.
Люди 80-х и 90-х хорошо помнят раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших. Они выигрывали в классическом ралли все подряд - были неоднократными чемпионами Союза, входя в сборную СССР. Коля - пилот, брательник - штурман.
Это, пожалуй, была самая быстрая и слетанная пара в нашем автоспорте. При гонках в нулевой видимости скорость экипажей на допах часто падает вполовину. Братья ехали "вслепую", иногда в полном тумане теряя не более 20% времени от результата в условиях хорошей видимости. Это было возможно благодаря отточенной стенограмме, мастерскому использованию штурманского прибора и абсолютному доверию друг другу. Повторить это не мог практически никто. Даже не думаю, что смог бы и Лоеб.
Коля был королем заднего привода, хотя он мог ездить на любом. Более всего мастерство братьев раскрывалось на самых сложных дорогах Южной Эстонии, по сложности сопоставимых с финскими трассами мирового этапа ралли "Тысячи озер" - признанного мирового лидера по технической сложности и скорости - что ни поворот, то с трамлином или разгрузкой.
Даже не представляю, что они творили бы, дай им тогда не "шаху" и "пятерку", а заводскую Субару, Тойоту или Лянчу Дельта Интеграле по гр.А. Возможно Канкунен с Ватаненом нервно курили бы в сторонке.
На этих дорогах они играючи делали эстонцев, по которым те ездили уже со школы. Вот как на приведенной ниже, чудом сохранившейся записи их очередной победы советского периода (награждение в конце).
Click to view
Поэтому Николай был в Эстонии, для которой ралли всегда был больше, чем спорт - больше, чем просто гонщик. Перед ним открывались двери в любое учреждение не только Таллина, но и самого последнего села. Он повсюду имел друзей: каких-то мэров уездных городков, бывших соперников, болельщиков.
Как-то он, видя, что мне нужен новый стимул, вот так вот запросто вытащил на тренировку Марко Мартина, которого, несмотря на его плотный график мировых выступлений, уговорил провести с нами несколько тренировочных сессий на Ford Cosworth WRC.
Он так же легко вытаскивал чемпиона мира Стига Бломквиста. Его знали все.
Когда Зил-Шталь приобрел братьям первый в России "Продрайвовский" автомобиль - небезызвестный BMW М3, запомнившийся всем у нас и за рубежом серпом-молотом на его борту, они сразу вышли за рамки варки в собственном соку - поехали покорять коварный зарубеж.
Там они не разменивались на мелочи, но всегда выбирали самые сложные и быстрые асфальтовые гонки, чаще всего английские и ирландские, где всегда считалось, что местные гонщики вне конкуренции и они и в самом деле выносили всех. Кроме Коли. И часто братья выигрывали там в одну калитку, то есть могли не только выиграть гонку по времени суммарно, но и все отдельные скоростные участки.
Более того, некоторые их рекорды скоростных участков, установленные на заднеприводном "бумере" в Великобритании, не побиты даже спустя годы на гораздо более быстрых WRC.
Это была запредельная езда и такие же результаты для отечественного автоспорта не только того, но и нашего времени. Просто поверьте на слово, потому что я знаю о чем пишу.
Соперники уважали российский экипаж и, надо отдать должное, поступали с ним благородно. Как-то во время ралли на острове Мэн, в борьбе за 1 место у Коли накрылась коробка. Замены не было. Основной конкурент просто взял и отдал свою - лишь бы они могли продолжить борьбу.
Причем Коля всегда ехал легко, как бы не напрягаясь. Как правило, с шутками-прибаутками, находя для них время даже на узкой лесной дорожке с ходом под 200. Для него это была не борьба за жизнь и не битва с автомобилем. Он просто получал удовольствие от самого процесса, а уж автомобиль послушно делал, что от него требовалось.
Коля не мог не юморить. Причем часто юмор был специфически раллийным, но нам было весело. Мог на пути с очередной гонки с острова Сааремаа на 120 км/ч передать мне руль (находящемуся на пассажирском месте), и высунуться на полкорпуса прикурить из соседней машины.
Или мог предложить продегустировать якобы легкий 20-ти градусный ликер, а там был Stroh 80 оборотов. От неожиданности у меня перехватило дыхание, а Коля махнув свою дозу, не моргнув глазом, изрекает: "Н-да...резковато пошла..."
Но самой характерной особенностью Николая была этакая нарочитая пунктуальность. В самолет - последним. Причем и на регистрацию, и на посадку. Обычная картина: сидим, пьем кофе в аэропорту. Посадка заканчивается. Я уже начинаю нервничать: "Коля, может пора?". - "Да посидим еще - куда торопиться? Без нас не улетят. Мы ж зарегистрировались".
С поездами все было еще жестче. Ведь по счастью там нет регистрации и он мог позволить себе оттянуться на полную.
До вокзала было езды минут 10, поэтому выезжали мы не раньше, чем за 11-12 минут. Примерно две минуты он оставлял на дойти до перрона. Не совру, когда скажу, что было такое, что поезд трогался, как только мы ставили ногу в вагон. Иногда он отправлялся, как только мы успевали зайти. Думаю ни разу мы не сидели в купе более двух минут до отхода.
На все мои попытки поторопить его, он отвечал стандартно: " Кто знает жизнь, тот не спешит".
Наверняка эта фишка, реально ставшая его чертой перешла к нему из ралли, где ты должен отметиться в свою минуту - ни раньше, ни позже. Это буквально стало стилем жизни.
Невозможно охватить жизнь человека, тем более такого, одним постом. Поэтому я лучше создам тэг с его именем, куда периодически буду добавлять истории из его жизни, чтобы людям знающим его было приятно вспомнить. А незнакомым с ним, но интересующихся автоспортом можно будет узнать, как жили люди, защищающие честь страны за рубежом в автоспорте, оставившие нам богатейшее методическое наследие по управлению автомобилем в критических ситуациях и скоростному вождению. Потому что Николай Больших сумел стать не только лучшим раллистом России, но и тренером, и сильнейшим методистом, вместе с Э.С. Цыганковым, создавшим лучшую в мире школу контраварийной подготовки.
Мне не хочется, чтобы о нем забыли. Вечная ему память и Царствия Небесного.
Помяните, кому он небезразличен.