Есть несколько причин смотреть кино.
Первая - по любви. По любви мы смотрим глупости, тащимся и никому не рассказываем.
По любви я смотрю «Таймлесс. Рубиновая/Сапфировая книга» - подросткое фэнтези, с бездарно играющей немецкой порослью. Хуже того - с нетерпением жду продолжения этой мимимишности об избранных детях, несущих ген путешественников во времени (провал в прошлое - как припадок). Влюблённые Алмаз и Рубин из враждующих кланов - против Графа Сен-Жермена, мертвеца, плетущего интриги из прошлого.
Вторая причина - из снобизма, ну тут можно не уточнять, нормальные киноманы преимущественно смотрят из снобизма: сначала учатся не спать на киносеансе (не помню, сколько раз я засыпала на «Гармониях Веркмейстера»), потом убеждают себя, что им нравится, потом им начинает нравиться - или не начинает, но к тому моменту отношения настолько запутываются, что киноман сам не понимает, чего он хочет.
Третья причина - по необходимости образования, для насмотренности. Всякая классика и ныне живущие знаменитости.
Но сегодня я смотрела «Лобстер» Лантимоса. Ненавижу фильмы Йоргоса Лантимоса, не могу их смотреть дольше 5 минут.
Я вынесла два часа отвращения к его эстетике, заранее зная сюжет фильма (в подробностях).
За один приход я смотрю только те фильмы, которые никогда не заставлю себя включить снова. Я потратила редкие свободные часы на неинтересный фильм противного автора. Почему?
Не могу сформулировать для себя причину. Иногда я делаю это. Вдруг смотрю заведомо ненужное кино. Тянет.
Наверно, это род киноманского извращения вкуса - будто ешь мел или извёстку.
Изменилось ли моё отношение к Лантимосу? Нееет!
Мужик снял фильм о том, что тоталитарное государство - плохое, оппозиция - плохая, люди - идиоты. Надругался над жанром антиутопии, используя отторгающую зрителя манеру (пережаренный нуар) и такую же заунывную музыку. Вкупе с прекрасными актёрами Колином-побрейте-меня-Фарреллом, Оливией Колмен и Леа Сейду, моей новой любимицей.
Злорадно замечу, что Лантимос подражает нежно любимому мной Ангелопулосу (где Тео сотворил эльфов, там Йоргос - гоблинов). Незлорадно замечу - м. б. подражает, нарочно преобразуя поэтичность и идеализм классика в лобстера.
В «Лобстере» есть эпизод, где персонажа наказывают за мастурбацию: засовывают его пальцы в тостер и жгут - это примерно моё состояние при просмотре «Лобстера», только без мастурбации.
Для снобизма я вчера смотрела «Призрачный свет» Корээды, (скачанный плохом качестве(). У симпатичной кривоногой японки внезапно муж покончил с собой - упал под поезд. Она воспитывает сына и вступает в договорной брак с вдовцом. Парочка вполне довольна жизнью, но самоубийство первого любимого мужа не даёт Юмико успокоиться, как заноза в заднице.
Моё подсознание почему-то упорно сопротивлялось артхаусному строю фильма. Я всё ждала: вот выяснится, что первый муж жив, или его убили, или Юмико - ведьма-чёрная вдова, или вообще что-то произойдёт. Нет конечно - произошло ничего: Юмико счастлива во втором браке, а без занозы в попе её жизнь была бы пресной. Чего там - мячику не дали укатиться в море, никакой уклон и близость волн не помогли ребёнку Юмико.
Костью для нерадивого зрителя (желающего движухи сюжета) был кинутый туманный намёк на призрачный свет, тянущий к себе самоубийц. Тощая косточка.
Но даже сквозь муть маловесного файла прорывалась японская красота - морские, горные, снежные пейзажи (трепетные бабочки пейзажей в рамке безукоризненного кадра).
Провинция в холодное время выдержана Корээдой в духе минимализма - никаких вам цветочков, в том же духе интерьеры. Если не считать украшением вывешенное за окно белое бельё - праздничное на сером фоне бедного квартала.
Корээда слишком тонок для моего западного ума, пойму его потом.
Я замечаю, что японские мастера кино тяготеют к минимализму. Что это - противовес стране «ня кавай»? (розовым девочкам с сотнями цветных игрушек, ярким огням ночных мегаполисов, взрывными популярным шоу и прочим анимэ).
Если судить по японскому артхаусу - Япония монохромна.
гениальное
остановка автобуса
японский Вермеер