Салтыков-Щедрин о текущем моменте и не только

May 06, 2015 18:04


(наш социальный прогресс)
Представьте себе человека, который сидит в наглухо запертом  экипаже  и дремлет. Сквозь дремоту он чувствует, что и не едет, и на месте  путем  не стоит, но что есть какое-то дерганье, которое поминутно беспокоит его.  До него доносится говор, людские шаги, постукиванье, позвякиванье, и все  это смутно, все попеременно то смолкает, то опять возобновляется.
Разумеется,  существуют  люди,  которые  и  в   подобных положениях не могут не обольщаться, что вот-вот сейчас разбудят и  скажут :приехали! Но  спрашивается,  что  же  тут  хорошего?  Ну,  приехали!  Куда приехали? -  ведь  наверное  куда-нибудь  в  чулан,  в  котором  царствуют сумерки,  и  среди  этих  сумерек  бестолково  мятется  людской  сброд.  В движениях этого сброда замечается  суета,  на  лицах  написано  непонятие. Толкутся, дерутся, рвут друг у друга куски... сами не знают,  зачем  рвут. Нет, как хотите, а лучше замереть: может быть, как-нибудь оно  и  пройдет, проползет это странное время...

(девиз как русского чиновника, так и русского мира вообще)
...всякое усилие, делаемое  человеком,  с целью  оградить  себя  от  случайностей,  есть   бунт   против неисповедимых путей. А посему: не следует ни пожаров тушить, ни принимать какие-либо меры против голода или повальных болезней. Все  это  посылается не  без  цели,  но  или  в  видах  наказания,  или  в   видах   испытания. Следовательно, и в том и  в  другом  случае  не  требуется  ничего,  кроме покорности и твердости в перенесении бедствий.



(заменяю имена буквами; город Навозный - безусловная наша родина)
...Не столько было замечательно то,  что  Р.  не  почувствовал  в своем положении никакой перемены, сколько  то,  что  самый объект  его  административных  воздействий   нимало   не   изменил   своей физиономии. Казалось, что <город> Навозный даже не заметил, что  Р.,  вместо Х. и У., приблизил к себе Скотинина и  Ноздрева,  что,  перестав писать  циркуляры  о  необходимости  учреждения  заводов,  он  ударился  в административный мистицизм.
Обыватели  не  знали  ничего  ни  о  недавнем либерализме Р., ни о настоящем его умоисступлении. Они как ни в  чем не  бывало  продолжали  есть  пироги  (а  в   случае   неимения   таковых, довольствовались и хлебом), платить дани, жениться  и  посягать. Ясно было, что большинство находится  в том завидном положении, когда оно, ни в каком случае, ни от каких  перемен ни выиграть, ни проиграть ничего не может.
Собственно говоря, от легкомыслия Р. пострадали  только  навозные либералы. Из них многие подверглись расточению, а  многие  распороли  себе животы,  предпочтя   напрасную   смерть   постыдному   "фюить!",   которое раздавалось  в  их  ушах,  беспрерывно  угрожая  их   существованию. Но, во-первых, в глазах большинства это были единичные жертвы, от исчезновения которых городу было ни тепло, ни холодно, а во-вторых,  Р. Старался своим преследованиям придать характер борьбы с  безверием  и  непризнанием властей. А так как обыватели Навозного искони боялись  вольнодумства  пуще огня, то они не только не обращали внимания на вопли жертв, но,  напротив, хвалили Р. и подстрекали его к новым подвигам.
Итак, и Р., и Навозный край зажили на славу, проклиная  либералов за то, что они  своим  буйством  накликали  на  край  различные  бедствия. Сложилась даже легенда, что  бедствия  не  прекратятся,  покуда  в  городе существует  хоть  один  либерал,  и  что  только  тогда,  когда Р. окончательно разорит гнездо нечестия, можно будет не страховать  имуществ, не удобрять полей, не сеять,  не  пахать,  не  жать...
("Помпадуры и Помпадурши")

книги, шедевр, цитата

Previous post Next post
Up