Подзаголовок: маленький путеводитель по детским книгам на основе личного опыта.
Это пост о людях, которые читают книги, которые любят книги настолько, что их дети тоже начинают читать и любить книги. Число книголюбов тает, и, наверное, этот пост будет выглядеть своего рода выпендрёжем.
У меня в детстве были любимые книги. Как всякая мама, эгоистичная мама, я хотела приобщить к ним дочь. Я хотела доставить дочери удовольствие и одновременно сознавала, что мои любимые книги воспитательны и познавательны. Их «советскость» потеряется, растворится в прекрасной прозе, которую сейчас никто не делает для детишек. Точнее, для школьников, но не подростков.
Когда сказки выходят из употребления по возрасту - родители панически ощущают вакуум книг. Ну, Карлсон, ну, Мумми-тролли. Для «Хоббита» - рановато, для «Мушкетёров» - рановато.
1. Гайдар уже мне шёл со скрипом. Но я нежно любила «Чука и Гека», читала о Тимуре, любила экранизацию. Дочь прочла «Тимура» и осталась в недоумении. В полнейшем.
Наше пионерское детство - белое пятно для наших детей. Я не смогла доступно объяснить дочери смысл и содержание «пионерии».
2. «Васёк Трубачёв и его товарищи». Я читала и перечитывала «Васька», будучи старше книжного героя.
Простая книга о дружбе, школе, бедности, войне. Каждый день Васька - маленькие приключения и подвиги. Моя любимая часть, где дети восстанавливают школу после войны. Это вам не Дом 2! Милейшая книга, дочь не стала её читать. Не интересно.
3. «Кондуит и Швамбрания». Имхо, блестящая книга на все времена с чудесным юмором. Сколько было мной нарисовано карт! У меня была собственная страна, мы играли с подружкой, как мальчишки Кассиля. Маленький светлый островок во тьме моей школьной жизни.
«Кондуит» мы с дитятком прочитали. Долго объясняла дочке Октябрьскую революцию. «Швамбранию» дочь читать не стала.
4. «Тореадоры из Васюковки» (до сих пор не знаю, как правильно ударение). Деревенский триллер из ничего. Обожаю мальчишек Яву и Павлушу. Зачитано до дыр. По-моему, из этой книги я узнала об отличиях мальчиков и девочек русских и украинцев. Потом несколько лет выписывала украинский журнал «Барвинок», аналог «Пионера». Моё маленькое диссидентство)) Кстати, у нас барвинок считают могильным цветком. Нет ли здесь подколки, чёрного юмора со стороны украинских товарищей? Почему детский журнал - «Барвинок»?
Дочь прочитала «Тореадоров» снисходительно-равнодушно.
Предъявила претензию: все "мои" книги - о мальчиках, а она хочет о приключениях девочек. Упс. (Вот из каких глубин берёт начало моя любовь к мужским парам, от Лели и Оси, от Явы и Павлуши, от Тома и Гека)))
О девочках тоже были книги, но они не стоят упоминания. Да, в детстве я читала и любила книги о мальчиках, чуть более, чем на 100%.
5. «Сын Зевса», «В глуби веков» и другие исторические романы Воронковой для детей. Моя Древняя Греция, надолго подарившая мне мечты об археологии и самых любимых героев. Частично прочитаны дочерью и отложены без эмоций.
И нашу общую с дочерью жизнь надолго заполнил «Гарри Поттер». Поколение Поттера. Что поделать - остаётся смириться и уповать, что книга не без достоинств. Во всяком случае, сюжет вполне и есть милые персонажи. Я выбрала Сириуса Блэка, дочь - Северуса Снейпа (спасибо Алану Рикмену, который делает секс-символом всё, к чему прикасается).
Пришло время «Трёх Мушкетёров». Три раза ха. Прочитано равнодушно, с засыпанием от скуки. Мушкетёры не понравились. Дюма не понравился. OMFG! Она даже кино не стала смотреть! Единственная из советских «западных» комедий, которую моя дочь не стала смотреть (Алан Рикмен не играл Атоса патамушта).
6. «Асканио» Я буквально насильно усадила читать. Более-менее понравилось. Дитя авторитетно заявило, что после «Асканио» она немного поняла, почему моё поколение тащилось по Дюма. (я скромно умолчала, что моё поколение тащилось по «Анжелике», вот здесь я рада, что дочь не подозревает о её существовании). До сих пор люблю «Асканио», как намбе ван у Дюма, а в детстве любимым был «Монте-Кристо».
7. «Наследник из Калькутты». Любимая книга моего отца. Он очень страдал, что её не было в нашей библиотеке, и я не читала. Несколько лет назад купила "Наследника" у букинистов. Ни я, ни дочь не смогли её прочитать. Прекрасное начало, но я давно уже выросла. Вдвойне потерянная книга.
8. «Витязь в тигровой шкуре». Надо было начать с «Витязя». Это книга моего 1 класса в школе, ничего другого я не помню о первом классе.
Местами знала наизусть, пугала родителей. До сих пор не ведаю, чем она потрясла меня. Наверное, поэтическим гением. Дочка посмотрела на «Витязя» косо, я не смогла найти доводов в пользу Автандила и Тариэла.
Мой пост безразмерен. Последняя книга.
9. Спустя несколько лет. «Семнадцатилетние». Я долго и безуспешно подсовывала её дочери и завлекала приключениями девочек, сталинской послевоенной эпохой, иными реалиями. Призывала окунуться в чёрные дни русской истории, описанные со светлым оптимизмом, да ещё с эпизодами первой любви. Не завлекла. Но надежды не теряю. Ибо перечитывала «Семнадцатилетних» с 15 до 35 годов, да и теперь, подчас, главу-другую.
Это был мой реквием по мёртвым книгам (упаси б-г, не по Дюма и Руставели, только совок).
Что пропадает в детских книгах? В них нет актуальности, в них вечные ценности. Почему они умирают? И почему моя дочь перечитала всю Чарскую, слезливую, гиперсентиментальную особу! Она снова в моде, спустя век. Может, советским книгам придёт черёд.
Р.S. Именно так выглядят мои собственные книги. Во время розыска картинок узнала, что есть фильмы "Васёк Трубачёв" и "Тореадоры из Васюковки". Сказать, яфшоке, значит ничего не сказать.