Говорит Крюков - 6. Пионер и Линкор

Jan 12, 2016 15:01

Продолжаем печатать материалы, любезно предоставленные нашим старшим товарищем. Текст очень занимательный: некоторых фактов я не знал.

ГЕРОИ И ПАТРИОТЫ ОТЕЧЕСТВА: линкор, пионер и его сестра.

Советский Военно-Морской Флот в годы Великой Отечественной войны был надежной опорой Красной Армии. На морских рубежах страны он участвовал в защите и освобождении многих городов. Названия многих десятков кораблей и имена тысяч краснофлотцев вписаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны. Ни одна военно-морская база страны не была взята с моря. Душой обороны Ленинграда, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Либавы были краснофлотцы, также как бойцы морской пехоты при обороне Москвы, Сталинграда, Таллина, Риги, советского Заполярья. Свыше пятисот моряков были удостоены звания Героя Советского Союза, а Леонов и Шабалин были    удостоены этого звания дважды. Многие корабли были награждены орденами, а также стали гвардейскими.


Выдающуюся роль в обороне Ленинграда сыграл линкор «Марат» (б.«Петропавловск»), Этот линкор был спроектирован русскими инженерами, в 1909 г. заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, в 1911 г.  зачислен в состав судов Балтийского флота и в том же году спущен на воду.  20 декабря 1914 г. вступил в строй и принял участие в Первой мировой войне. В то время это был один из лучших боевых кораблей Российского Военно-Морского Флота. Его водоизмещение 27,3 тыс.тонн, длина 184 м, ширина около 27 м, осадка 9,5 м, мощность турбин 50 тыс.л.с., максимальная скорость 21 узел, экономическая - 12 узлов, дальность плавания 1625 миль. Корабль имел мощное вооружение:4 трехорудийные башни калибра 305 мм, 16 орудий калибра 120 мм и 6 - калибра 76,2 мм, 6 счетверенных и 2 одноствольных пулеметов калибра 7,62, 4 торпедных аппарата. Толщина брони: борта - 125-225 мм, палубы - 25-37 мм, башен - 150-203 мм. Экипаж 1126 человек.
Во время Первой мировой войны линкор использовался для прикрытия минно-заградительных действий разнородных сил флота. Участвовал в Февральской революции, а 25 октября 1917 г. ст.ст., встав на сторону большевиков, вошел в состав Красного Балтийского Флота. Участвовал в знаменитом «Ледовом походе» кораблей из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Активно участвовал в гражданской войне: в подавлении восстания на форте «Красная Горка», затем  боевые действия в Коперском заливе, В составе действующего отряда принимал участие в обороне Петрограда в 1919 г. и в подавлении Кронштадтского контрреволюционного мятежа  с 1 по 18 марта 1921 г.
31 марта 1921 г. получил новое имя - «Марат» в честь героя Великой Французской революции. Под этим именем в следующем месяце он вошел в состав Морских Сил Балтийского моря, как тогда назывался Балтийский флот.
Почетным членом экипажа линкора «Марат» был В.И.Ленин, единогласно избранный 14 февраля 1923 г. на общем собрании личного состава, а наркомвоенмор К.Е.Ворошилов 22 июня 1926 г. был избран Почетным рулевым.
В период 20-27 июля 1925 г. возглавил поход эскадры Морских Сил Балтийского Моря в Кильскую бухту (Германия). После капитального ремонта и модернизации в 1928-1931 гг совершил ряд морских визитов: в 1934 г. в Польшу (Гдыня), в 1937 г. в Англию (на Спитхедский рейд), в Литву (Мемель), в Латвию (Лиепая) и в Эстонию (Таллин).
Участвовал в финской войне, обстреливая укрепления противника на острове Бьёрке.
Накануне нападения фашистской Германии, 21 июня 1941 г. «Марат» стоял в Таллине. Как вспоминает краснофлотец А.В. Малов, служивший на «Марате»: «Ждали начала учений. В час дня получили приказ вернуться в Кронштадт, а в 3 часа утра 22 июня в небе появились финские самолеты. Началась война»
В сентябре 1941 г., когда фашисты замкнули кольцо блокады Ленинграда, Положение было столь серьезно, что корабли даже были подготовлены к взрыву на случай захвата противником Лениграда. Прибывший в Ленинград и вступивший в командование Ленинградским фронтом генерал армии Г.К.Жуков приказал разминировать все корабли. Жуков заявил, что каждый корабль имеет 6 боекомплектов и может погибнуть, но погибнет в бою, и приказал ввести корабли в Неву для поддержки 42-й армии и других частей Ленинградского фронта. Часть моряков была переведена в морскую пехоту, и несколько спешно сформированных отрядов десантировались и сразу вступили в бой.
Как вспоминает А.В.Малов: «16 сентября 1941 г. к нам на корабль прибыла делегация командования Ленинградского фронта и руководство города. Решили, что линкор надо поставить на якорь неподалеку от Зимнего дворца на Неве. Тут же к нам подошел буксир с боеприпасами. Всю ночь мы их разгружали. Ночью же была налажена связь с передним краем обороны, а в 10 часов утра связной сообщил на корабль, что маршевые колонны немцев идут на город. На корабле была объявлена боевая тревога. Управляющий артиллерийским огнем капитан-лейтенант Несвицкий, взяв показания дальномеров, доложил командиру корабля. По приказу первый залп был дан в голову, второй - в хвост колонны, а последующие залпы - по всей колонне. Когда пыль и земля осели, осталось чистое поле - ни шороха, ни движения. Колонна полностью была рассеяна. Всем артиллеристам линкора была объявлена благодарность». Как вспоминает командующий Балтийским Флотом адмирал В.Ф.Трибуц и другие участники боев, линкор продолжал громить колонны врага, уничтожал его батареи, наблюдательные пункты и т.д., нанося противнику огромный урон. Конечно, такое не могло остаться безнаказанным, и линкор подвергся ожесточенному артиллерийскому обстрелу и бомбежке. В резуль тате прямых попаданий вражеских снарядов и авиабомб, 17 сентября на корабле возник пожар. Командование приняло решение сняться с якоря и перевести линкор в Кронштадт. Тысячи ленинградцев со слезами на глазах провожали героический корабль от Зимнего дворца до Финского залива. Пожар был потушен. В Кронштадте корабль стал на якорь у причальной стенки Средней гавани и начался ремонт, в  то время как орудия линкора продолжали вести огонь по противнику, а зенитные орудия и пулеметы - отражать нападения вражеской авиации.
Гитлеровцы разбрасывали листовки с угрозами уничтожить «Марат» и 22 сентября самолеты противника начали ожесточенную бомбежку линкора. Как вспоминает адмирал Трибуц: «Я услышал несколько очень сильных взрывов и увидел огромный столб дыма высотой в несколько сотен метров. Я понял, что большой корабль получил прямое попадание и горит нефть. Доложили, что линкор «Марат» получил прямое попадание в носовую часть. Срочно прибыв в район стоянки корабля, увидел: вся носовая часть линкора, вместе с первой башней, главным командным пунктом и носовой мачтой, рухнула в воду. Со всех сторон гавани спешат катера и буксиры, чтобы оказать помощь краснофлотцам и командирам, очутившимся после взрыва в воде. Зенитные пушки «Марата», расположенные на крышах башен, ведут бешеный огонь по самолетам противника, которые с воем носятся над кораблями. «Марат», осевший носовой частью на грунт, продолжал сопротивляться». Погибло около 400 краснофлотцев и весь командный состав, включая командира корабля капитана 2 ранга П.К.Иванова. Матросам было приказано покинуть линкор, так как опасались взрыва боеприпасов. Однако на следующий день по радио передали приказ возвратиться на корабль и заняться ремонтом. При этом  орудия корабля также продолжали громить врага все 900 дней, вплоть до полного снятия блокады Ленинграда.



После войны были проведены очень сложные инженерно-технические работы по восстановлению носовой части корабля. 25 сентября 1951 г. корабль был переформирован в несамоходное учебное судно под названием «Волхов», а в 1953 г. исключен из списков судов Военно-Морского Флота и передан в отдел флотского имущества для демонтажа. Такова краткий боевой путь легендарного линейного корабля «Марат».

Известно, что военные моряки очень любят свои корабли. Любил «Марат» и белорусский колхозник из Дзержинского района Минской области коммунист Иван Казей, который проходил действительную военно-морскую службу на «Марате». Именем Марат, он назвал своего сына, сшил ему тельняшку. Мечтал свозить сына в Ленинград и показать корабль, но не успел, так как перед войной заболел и в 1936 г. скончался, когда Марату не было еще семи лет. Марат рос и еще до войны вступил в пионеры. Во всем помогал по хозяйству матери, особенно после смерти отца. Уже в первый день войны он сообщил красноармейцам, которые временно находились на отдыхе в их избе, о двух подозрительных, на его взгляд, командирах-танкистах, которых увидел недалеко от дома. Хотя они говорили на русском языке, Марата насторожила манера их разговора и то, как они носят пистолеты: кобура на животе, а не сбоку, как у советских офицеров. Оба неизвестных были задержаны красноармейцами в результате перестрелки. Лжекомандиры оказались диверсантами. Красноармейца горячо благодарили Марата и его мать, воспитавшую такого смышленого и бдительного сына.


А мать Марата Анну Александровну гитлеровцы 7 ноября 1942 г. повесили в Минске за помощь партизанам. Марат и его старшая сестра Ариадна ушли к партизанам в Станьковский лес. Они сражались в партизанском отряде им. 25-летия Октября.
Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом вместе с другими ранеными доставили на Большую землю. Улетая, сестра отдала Марату свой автомат. Несовершеннолетнему Марату тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде. Затем он стал разведчиком штаба 200-й бригады им. К.К.Рокоссовского.
Участвуя в боях, Марат проявил мужество и отвагу. В первом же бою 9 января 1943 г., будучи раненым в руку, он несколько раз ходил в атаку. Когда в марте 1943 г. у деревни Румок партизанский отряд им. Д.Фурманова попал в окружение и тщетно пытался установить связь с другими отрядами, Марат вызвался установить связь с окруженным отрядом. Он вовремя привел подкрепление, и бой завершился полным разгромом фашистских карателей. Марат неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
Невысокого роста паренек в лаптях, Марат, не вызывая у гитлеровцев подозрения, десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял своему командованию ценные разведывательные данные. В декабре 1943 г. в бою на Слуцком шоссе Марат добыл ценные документы фашистов - военные карты и планы неприятеля.
Последний бой Марата Казея был 11 мая 1944 г. При выполнении очередного задания командования 14-летний партизан был обнаружен фашистами и окружен. Марат отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, подорвал себя гранатой. Похоронен в родной деревне Станьково. На могиле в 1958 г. установлен обелиск.
За смелость и отвагу в боях Марат награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За Отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».


К 20-летию Победы над фашистской Германией пионеру Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды Героя.
Память пионера-героя Марата Казея увековечена. Памятники установлены в Минске (в парке им. Я.Купалы) и в Москве (на территории ВДНХ). Его имя было присвоено совхозу и судну Каспийского морского пароходства. Имя Марата Казея носят улицы, библиотеки, школы, пионерские дружины и отряды многих школ Советского Союза.
Эвакуированной в Москву сестре Марата Ариадне Ивановне Казей пришлось, к сожалению, ампутировать отмороженные ноги. Но, проявив огромную волю и мужество, она закончила педагогический институт и посвятила себя педагогической деятельности. Ей было присвоено звание заслуженной учительницы БССР, а затем она удостоена звания  Героя Социалистического труда. Она была депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.
          С.Г.Крюков
Previous post Next post
Up