Садулаев и Райкин, мастера ужасов

Feb 07, 2017 13:24



Два дня подряд в наших с вами интернетах бушует "культурная революция", устроенная двумя уважаемыми русскими интеллигентами.

Ее первый залп сделал известный русский писатель и политик, член КПРФ Герман Умаралиевич Садулаев. Он опубликовал в Facebook "Открытое письмо художественному руководителю и автору песен группы "Алиса" Константину Кинчеву", обвинив последнего в "культурном нацизме".

Второй залп принадлежит не менее знаменитому русскому режиссеру и актеру, народному артисту РФ Константину Аркадьевичу Райкину. Он в своем выступлении обвинил российское государство в "некрофилии".

Я специально называю этих уважаемых господ русскими интеллигентами, поскольку для меня первостепенную роль играет политическая нация, а не национальность. Да, они русские интеллигенты - талантливые, темпераментные, мятущиеся, искренние. Без понимания этих их качеств невозможно понять суть поднятых ими проблем.

Есть и еще одна яркая деталь, которая объединяет эти два случая. Садулаев обиделся на Кинчева за песню "Небо славян". Райкин обиделся на государство во время моноспектакля "Над балаганом небо". Итак, писатель и актер бьются за небо. За место под небом. Это тоже важный момент.

Более того, заявления Садулаева и Райкина интересны прежде всего именно этой парадоксальной взаимосвязанностью. Вроде бы, такие совсем разные люди, с разными убеждениями и различным творческим опытом. А говорят об одном и том же: что в России очень страшно жить.

Садулаев пишет в своем "Открытом письме Кинчеву": "Я 44 года живу среди расизма, нацизма и ксенофобии". Поэтому автор больше не может, не хочет и не будет молчать. Герман Умаралиевич родился в 1973 году, он на 5 лет старше меня. Но в принципе, мы с ним - одно поколение. И я почему-то не могу вспомнить, что, например, в СССР процветали расизм, нацизм и ксенофобия. Напротив, я уверен, что именно Советский Союз в 1945 году сокрушил нацизм и в дальнейшем пресекал любые его проявления на корню. А вот товарищ Садулаев так не считает. Его право, хотя это странно для активиста КПРФ.

Забавно читаются замечания Садулаева по поводу кинчевской строки: "Нас точит семя орды":

"Тут надо определиться. Какой именно орды тебя точит семя, Костя? Большой Орды? Золотой Орды? Белой Орды? Или, может, Синей? Здесь важна точность, Костя".

А не возмущает ли нашего писателя куплет из песни "Священная война":

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

И тут орда! Ну точно, сплошной "расизм, нацизм и ксенофобия". Или советскую патриотическую антифашистскую песню слово "орда" не портит? Тут тоже надо определиться, Герман Умаралиевич.

Едем дальше. Я помню, как власти и СМИ разыгрывали карту "русского нацизма" в 90-е годы, в период становления постсоветской России. Но опять-таки в реальной жизни ярлыки "расизма, нацизма и ксенофобии" в основном навешивались на любого русского патриота во избежание его политического развития. Так укреплялась многонациональная Россия в ту бурную эпоху - по просроченным большевистским рецептам, предписывавшим борьбу с "великорусским шовинизмом".

И сегодня Герман Умаралиевич по-прежнему живет "среди расизма, нацизма и ксенофобии". Ну ведь страшно и возмутительно, разве нет? В качестве доказательства своего обвинения писатель и приводит песню "Небо славян", выпущенную группой "Алиса" в 2003 году, т.е. 14 лет назад. Эту песню с одинаковым удовольствием слушают и поют люди любых национальностей. Кроме русского писателя Садулаева. Но это его право, конечно.

Мы с Садулаевым современники. И я с тревогой пытаюсь почувствовать то же, что чувствует всю жизнь этот человек, а именно "расизм, нацизм и ксенофобию". Но ничего похожего не нахожу, не чувствую, не вспоминаю. Не помню нацизма в СССР, хоть убей. Вероятно, я читал в детстве слишком много антифашистских книг. Не помню нацизма в ельцинской России. Наверное, слишком много пива пил в юности. Не вижу торжествующего нацизма в современной России. Видимо, я слепой. Пробую взглянуть на русскую жизнь глазами Садулаева. И все равно не вижу. Или не верю, как выразился бы Станиславский?

Ну вот мы и переходим плавно к русскому театру, а точнее к Константину Аркадьевичу Райкину.

"У нас некрофильское государство, оно любит мертвых больше, чем живых. Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем", - так сказал великий русский артист в своем моноспектакле "Над балаганом небо" на сцене петербургской филармонии им. Шостаковича.

Тоже довольно страшная картина получается. Государство убивает живых людей, совершает что-то ужасное над трупами, а потом увековечивает поруганных мертвецов в бронзе! Чем не расизм, нацизм и ксенофобия? Кошмар.

При этом в словах Райкина есть доля правды. Классик русской литературы Лев Толстой при царском режиме был отлучен от церкви и похоронен в лесу без креста. Поэт-символист Александр Блок, воспевший революцию и приветствовавший советскую власть, умер в нищете, брошенный и больной. Поэт-обэриут Александр Введенский был арестован и встретил смерть где-то на этапе. Еще один гений-модернист Даниил Хармс, спасаясь от тюрьмы, изображал безумие и умер в тюремной психушке во время блокады Ленинграда. Великий Николай Гумилев расстрелян. Примеров можно привести еще массу, советская власть была крута с художниками. И не только. Это было чудовищно несправедливо и зачастую преступно. Да что далеко ходить, наш современный классик Эдуард Лимонов и тот отсидел в тюрьме. А после смерти, да, многим из прежних изгоев ставят памятники. Но свидетельствует ли это о том, что Россия - некрофильское государство? Нет. Это лишь очередное подтверждение общечеловеческого евангельского тезиса: "Нет пророков в своем отечестве".

А помните у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Неужели Константин Аркадьевич Райкин и Александра Сергеевича Пушкина считает "некрофилом"?

Садулаев и Райкин сгущают краски и "кошмарят" уважаемую публику из самых лучших побуждений. Они, как настоящие русские интеллигенты, выступают против несправедливости, лжи, подлости, за добро и против зла. Это понятно и благородно. Но при этом разве не врут они, когда изображают Россию страной "нацизма" и "некрофилии"? Мы с вами - нацисты и некрофилы? Или нет? Тогда кто именно? Здесь опять важна точность. А пока, без необходимых уточнений, у читателей и зрителей в РФ и за ее пределами может сложиться совершенно неправильное и чудовищное представление о нашей стране. Еще хуже, чем описывали СССР Солоневич и Солженицын. И вот за эту ложь против современной России несут персональную ответственность в том числе господа Садулаев и Райкин.

У нас сегодня в стране проблем - на сто лет вперед хватит. Вот лишь несколько, навскидку. Бездарный экономический курс, ничтожные зарплаты и ползучая бедность, социальная несправедливость. Деградация политического класса, циничные бюрократы и мошенники во власти и оппозиции. Засилье тупейшей "попсы" в культуре. Тугой и зловещий клубок межнациональных проблем, обусловленных миграцией и хроническими недугами внутренней национальной политики. Я уж не говорю сейчас о массе острейших внешнеполитических вопросов. Со всем этим надо разбираться обществу вместе с государством. Детально и в целом, персонально и единой нацией. Это сложно, но необходимо. Но русские интеллигенты Садулаев и Райкин предлагают легкий путь "охоты на ведьм". Первый подсказывает государству прижать к ногтю всех, кто даже отдаленно похож на националистов. А второй ратует за то, чтобы прижать к ногтю уже само государство. Кто это должен сделать, не уточняется. Возможно, это обращение напрямую к мертвым? Мастера ужасов, чего же они на самом деле хотят?

Про крутого и решительного человека говорят: "У него крепкие яйца". Известно также, что плохому танцору яйца мешают. А есть категория людей, которым для вдохновения нужно, чтобы кто-то держал их за яйца. Полагаю, наши новые герои интернетов - как раз из этой оперы. Время от времени им просто необходимо, чтобы чья-то рука схватила их покрепче, сжимала и выдавливала по капле раба! Рука Москвы, невидимая рука рынка или рука судьбы, не важно. И все эти муки совести и творчества, разумеется, только ради Свободы! Очень удобно для любой диктатуры, которая всегда охотно отзывается на садомазохистские упражнения профессиональной интеллигенции.

Довольно придумывать на свою голову страдания, господа. Свобода - это не только боль, в свободе главное - воля и любовь. А вы слишком увлечены своими фантомными болями.

трэш, Константин Райкин, Россия, СМИ, Герман Садулаев, некрофилия, нигилизм плюс, ксенофобия, интеллигенция, русские, расизм, нацизм, Константин Кинчев, мои публикации

Previous post Next post
Up